Послания братьям по разуму

В 1987 году в бескрайнее космическое пространство были запущены космические аппараты «Пионер-10» и «Пионер-11». На их бортах имеются пластинки с посланием представителям внеземных разумных цивилизаций.

Пластинка с посланием, предназначенным для представителей внеземных цивилизаций
Пластинка с посланием, предназначенным для представителей внеземных цивилизаций.
Установлена на борту космических аппаратов «Пионер-10» и «Пионер-11»

Послания братьям по разуму были помещены и на «Вояджер», запущенный в 1977 году. Это были записи пения птиц, музыки, и приветственные фразы, произносимые на шестидесяти языках. Кроме того, там имелась фотопленка, дающая основные представления о землянах. И все же запуск космических аппаратов к звездам продолжает оставаться неоправданно дорогим, несмотря на то что такой полет дает множество новых научных данных, которые передаются на Землю - openaxiom.ru. Поэтому самым доступным сегодня средством обнаружения следов внеземных цивилизаций являются радиотелескопы. С их помощью астрономы не только надеются получить их сообщения, но и сами посылают сигналы в космос.

В 1974 году был доработан и снова введен в действие громадный радиотелескоп Аресибо, находящийся в Пуэрто-Рико. С его помощью астрономы послали сигнал в направлении шарового скопления М13 в созвездии Геркулеса. Однако это послание пока остается скорее символическим, так как ученые подсчитали, что, пока сигнал дойдет до места назначения, будет послан и получен ответ (если там найдется кто-нибудь, кто сможет его послать), пройдет 48 тыс. лет.

Поэтому на сегодняшний день ученые занимаются только приемом сигналов из космоса, что значительно дешевле и дает много информации. Таким образом, если внеземная цивилизация отправит сигнал, мы сможем узнать об этом, а характер сигнала поможет определить, дружественно или враждебно она настроена по отношению к нам. Астрономы внимательно изучали звездное небо, стремясь зафиксировать сигналы братьев по разуму - openaxiom.ru. В течение некоторого времени Фрэнк Дрейк, сотрудник Национальной радиоастрономической обсерватории Грин Бэнк, расположенной в штате Западная Вирджиния (США), прослушивал две близкие звезды на волне 21 см (1420 МГц): Эпсилон Эридана и Тау Кита. Эта работа проводилась в рамках одного из первых подобных проектов, ОЗМА. Ему не удалось обнаружить сигналы «братьев по разуму».

Такие сигналы, если они и будут, обнаружить сложнее, чем кажется поначалу. Ведь нужно знать место, откуда направлен сигнал, время и частоту. Даже если такие сигналы действительно посылаются, только чистая случайность поможет ученым зафиксировать их. Тем не менее человечество только вступило на путь поисков внеземных цивилизаций. Аппаратура с каждым годом становится все совершеннее, и возможно, что уже недалек тот день, когда сигналы с другой планеты (если только они были посланы) будут получены и расшифрованы.

Детальные разработки программы поиска во вселенной разумных существ начались с начала 70-х годов. Именно тогда началось осуществление проекта «Циклоп». Для этих целей использовался гигантский телескоп, состоящий из большого количества радиотелескопов. Вся система была компьютеризирована.

Модель радиотелескопа для проведения проекта Циклоп

В середине 80-х годов астрономы выдвинули предложение провести серьезные международные поиски внеземных цивилизаций. Тогда затраты должны были составить несколько миллиардов долларов - openaxiom.ru. Впоследствии появились более экономичные возможности для поиска сигналов в пределах 100 св. лет от Земли: требовался только радиотелескоп и компьютер. Полагают, что наиболее высокая вероятность обнаружения сигнала существует в интервале частот от 1400 до 1730 МГц.

С помощью гигантских телескопов, которые использовались для проекта «Циклоп», можно будет искать сигналы в радиусе 1000 св. лет. В будущем антенны для приема сигналов будут установлены не только на Земле, но и на Луне.