Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

«Союз-33» - советско-болгарская команда на борту

Десятого апреля 1979 года в 20 часов 34 минуты с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Союз-33». Корабль пилотировался экипажем в составе: командир корабля, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Николай Николаевич Рукавишников и космонавт-исследователь, инженер-майор Георгий Иванов.

Экипаж космического корабля «Союз-33» Н. Н. Рукавишников и Г. Иванов
Экипаж космического корабля «Союз-33» Н. Н. Рукавишников и Г. Иванов

Одиннадцатого апреля после завтрака экипаж «Союза-33» стал готовиться к сближению и стыковке с комплексом «Салют-6» — «Союз-32». Экипаж, находящийся на орбитальной станции, тоже готовился к стыковке. Все операции выполнялись уверенно и грамотно. На 17 и 18 витках космонавтами были произведены включения двигателей «Союза-33». ЦУП получил от экипажей доклад: «Все системы работают нормально. Сближение идет по штатной программе». Все специалисты в Центре управления полетами также подтвердили, что все в норме - openaxiom.ru. И вдруг в очередном докладе «Протоны» и «Сатурны» (позывные экипажей) сообщили, что при расстоянии между аппаратами менее 4 километров ими были замечены отклонения в режиме работы сближающе-корректирующей двигательной установки корабля.

Специалисты тщательно проанализировали оперативные данные и выяснили, что двигательную установку нельзя использовать для выполнения стыковки. Было принято решение готовить корабль к посадке.

После полета Н. Н. Рукавишников так описал возникшую аварийную ситуацию: «До сближения все шло нормально. Было пять включений двигателя. Причем первый импульс длился 61 секунду. Характер работы двигателя — ровное шипение, едва заметное ускорение — не вызвал сомнений в его надежности. Но при сближении двигатель отработал всего 3–4 секунды вместо шести, и мне показалось, что пусковой толчок был неровным. Мы были в 3 километрах от станции. Трижды включали двигатель, поняли, что давление в камере сгорания меньше нормы».

Впервые за все время осуществления программ пилотируемых полетов двигатели корабля оказались неисправными. Поскольку космическая техника очень сложная, кроме того, практически невозможно создать на Земле такие условия, которые могут быть в ходе космического полета - openaxiom.ru. Космонавты в ходе подготовки к полету проигрывают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть по разным причинам. Одна из них — отклонение от штатного режима сближения. Рукавишников и Иванов были готовы к такой неожиданности и прекрасно владели собой в эту минуту. Но впереди у них была сложная работа. По совету из ЦУПа они сняли скафандры и пока отдыхали, а специалисты на Земле стали готовиться к посадке корабля.

Особенность данного момента состояла в том, что сближающе-корректирующая двигательная установка, которая оказалась неисправной, не могла быть использована для торможения корабля перед сходом с орбиты при посадке. Нужно было выполнять эту операцию при помощи резервной тормозной двигательной установки.

ЦУП разработал и передал на борт космического корабля подробные инструкции для экипажа. Перед посадкой еще и еще раз уточнялась последовательность действий экипажа, были проверены все системы корабля. На Земле были приведены в готовность все поисково-спасательные средства. Было решено сажать спускаемый аппарат ночью. Космонавты надели скафандры, закрыли люк между спускаемым аппаратом и орбитальным отсеком, проверили герметичность. Перед тем как включить резервную тормозную двигательную установку, экипаж сориентировал корабль, развернув его кормой вперед. При выполнении последнего витка над планетой в 18 часов 47 минут была включена резервная тормозная двигательная установка - openaxiom.ru. С судна «Боровичи», которое курсировало в Южной Атлантике, через спутник «Молния» в ЦУП были переданы оперативные данные о работе двигателя. На 213-й секунде командир корабля Н. Н. Рукавишников выключил двигательную установку. Корабль сошел с орбиты.

На этот раз спускаемый аппарат с космонавтами на борту совершал полет в атмосфере Земли по баллистической траектории, то есть, по сравнению с управляемым спуском, используемым при посадке кораблей «Союз», аппарат более круто входит в атмосферу, а это приводит к увеличению перегрузки.

В 19 часов 35 минут спускаемый аппарат плавно приземлился в 230 километрах юго-восточнее города Джезказгана. В ночных условиях работа поисково-спасательной службы значительно труднее, чем днем. Но поисковики справились с этой задачей блестяще. Их вертолет сопровождал спускаемый аппарат до самого момента посадки. Первый медицинский осмотр показал, что состояние космонавтов хорошее. Вертолеты доставили Рукавишникова и Иванова в Джезказган, где их встретили жители города.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru