Первая женщина-космонавт, побывавшая в открытом космосе

Первой женщиной-космонавтом, побывавшей в открытом космосе, стала Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход в космическое пространство она осуществила во время своего второго полета.

Светлана Савицкая

Светлане Евгеньевне Савицкой (родилась в 1948 году) принадлежит почетное звание рекордсменки мира по прыжкам с парашютом и по самолетному спорту. В начале 80-х годов Светлана была зачислена в отряд космонавтов.

Первый полет Светланы Савицкой к звездам длился в течение 8 суток. Девятнадцатого августа 1982 года космический корабль «Союз Т-7», на борту которого находилась Савицкая, стартовал в космос для выполнения программы исследований на орбитальной станции «Салют-7». Двадцать седьмого августа вторая вмире женщина-космонавт благополучно возвратилась на Землю - openaxiom.ru. Семнадцатого июля 1984 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз Т-12». В состав экипажа корабля входили трое космонавтов: Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк. Космонавты направлялись на орбитальную станцию «Салют-7», на которой уже работали их коллеги-космонавты: Л. Кизим, В. Соловьев и О. Атьков. Впервые на орбите присутствовала такая большая группа испытателей, проводящих эксперименты в разных областях науки, но при этом отличающихся весьма высокой квалификацией.

«Космическая команда», в которой предстояло работать и Светлане Евгеньевне Савицкой, должна была осуществить целую серию медицинских исследований для получения более подробной информации о воздействии условий космической среды на адаптацию человека к невесомости, влиянии их на самочувствие и общее состояние организма.

Экипаж корабля «Союз Т-12»: Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк

В ходе полета «Союза» проводились эксперименты, позволяющие выявить изменения функций органов сердечно-сосудистой системы, органов зрения, определить уровень работоспособности человека и его склонность к утомляемости при работе в космосе. В общую программу входил и эксперимент под названием «Тампонаж» - openaxiom.ru. Его целью являлось получение в условиях невесомости герметизирующих смесей, состоящих из различных материалов. Проведение сравнительного анализа образцов позволило получить смеси, подходящие для герметизации нефтяных и газовых скважин.

Светлана Савицкая также занималась исследованиями влияния условий открытого космоса на определенные материалы, используемые для создания технических конструкций.

Тем не менее главной задачей программы являлся выход в открытый космос. Двадцать пятого июля 1984 года командир корабля Владимир Джанибеков и бортинженер Светлана Савицкая покинули пределы орбитальной станции «Салют-7» и вышли в открытое космическое пространство. Савицкая и Джанибеков осуществили уникальный в истории космонавтики эксперимент, применив для этой цели специальную технологическую установку — универсальный ручной инструмент, предназначенный для работы в космических условиях. Данный инструмент представляет собой устройство, включающее в себя электронный блок, пульт управления, снабженный переключателями режимов работы, и четыре планшета - openaxiom.ru. На каждом из планшетов было укреплено по шесть образцов материалов разных видов. Савицкая стала первым человеком, который использовал для работы в открытом космосе электронную пушку с двумя стволами-объективами. В результате бортинженером корабля «Союз Т-12» были выполнены такие технические операции, как резка, сварка, пайка и напыление.

В течение 12 суток продолжалось пребывание Светланы Савицкой и двух ее коллег — В. Джанибекова и И. Волка — в этом космическом полете. Двадцать девятого июля 1984 года они вернулись на Землю. Члены основного экипажа — Л. Кизим, В. Соловьев и О. Атьков — продолжили работу на орбитальной станции «Салют-7», готовясь уже в шестой раз покинуть пределы кабины и выйти в открытое космическое пространство. Савицкая же первой продемонстрировала возможность того, что в космосе многие вполне «земные» работы выполняются так же успешно, как и в обычном заводском цеху, стоит только проявить сноровку и умение!