В открытом космосе

Находясь в открытом космосе, Леонов выполнил в общей сложности пять отходов и подходов к кораблю. Сначала был произведен пробный отход на расстояние менее одного метра — для проверки возможности ориентироваться в непривычных условиях. В дальнейшем Леонов «отплывал» от борта «Восхода» уже на пятиметровое расстояние.

Стоит отметить, что во время предполетной подготовки на Земле космонавт тренировался в специально оборудованной шлюзовой камере, где в условиях кратковременной невесомости тщательнейшим образом отрабатывались все движения, которые предстояло затем произвести уже в открытом космосе. И теперь Алексей выполнял все необходимые действия в таком же порядке, что и в ходе тренировок - openaxiom.ru. Во избежание удара о борт космического аппарата нужно было приближаться к кораблю головой вперед, вытянув руки, а отходить, наоборот, вперед спиной. Ориентиром для космонавта во время его необычной космической «прогулки» служило Солнце, которое попеременно оказывалось то за спиной, то над головой.

В ходе своего пребывания в открытом космосе Леонов поддерживателефонную связь с Павлом Беляевым и Землей. В кабине «Восхода-2» была размещена специальная аппаратура, дающая возможность командиру корабля постоянно следить за самочувствием находившегося за бортом товарища: осуществлялся контроль за дыханием и пульсом, а также функционированием автономной системы жизнеобеспечения.

Алексей Леонов провел в открытом космическом пространстве 12 минут, свободно перемещаясь в нем, а в общей сложности время его пребывания вне космического корабля составило 24 минуты. Впоследствии художник Алексей Леонов осуществил свой давний творческий замысел, перенеся свои впечатления о космосе на лист бумаги.

Человек в открытом космосе
Человек в открытом космосе. Рисунок Алексея Леонова

Когда корабль находился над территорией Сибири, космонавт вернулся на борт. Переместившись из открытого космоса в кресло кабины, Леонов зафиксировал свои наблюдения в бортовом журнале. После этого вместе с Павлом Беляевым он приступил к выполнению всех остальных заданий, в числе которых следует особо отметить исследования чувствительности вестибулярного аппарата и функционирования нервной системы в условиях космической невесомости.

Полетная программа «Восхода-2» должна была завершиться на следующий день, 19 марта. Совершив 17 витков вокруг Земли, космический корабль начал сходить с орбиты. Первоначально предполагалось, что посадка будет производиться с помощью автоматической системы управления. Однако на семнадцатом витке вокруг Земли экипаж «Восхода-2» зарегистрировал определенные помехи в работе системы солнечной ориентации, поэтому космонавты приняли решение вести подготовку к посадке при помощи ручного управления - openaxiom.ru. Это решение одобрили в ЦУПе, и, несмотря на то что автоматическая система не была задействована при сходе корабля с орбиты (как планировалось при создании кораблей типа «Восход»), приземление прошло вполне благополучно. «Восход-2» произвел посадку в 12 часов 2 минуты по московскому времени в районе города Пермь. Таким образом, Леонов и Беляев находились в полете в течение 26 часов 2 минут.

В результате этого первого в мире полета с выходом человека в открытый космос была доказана возможность нормальной жизнедеятельности организма в условиях космического пространства при использовании автономной системы жизнеобеспечения.

Исследования, проведенные экипажем корабля, оказались весьма ценными для науки и техники. Это подтверждает последующее создание космических орбитальных станций с экипажем на борту, работа которых играла заметную роль в различных хозяйственных отраслях страны - openaxiom.ru. Подвиг Алексея Леонова проиллюстрировал неисчерпаемые возможности человека в области освоения космических объектов, наметил реальные перспективы полетов кораблей на Луну и к другим планетам Солнечной системы.

За осуществление космического полета на корабле-спутнике «Восход-2» Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Его заслуги в области космонавтики отмечены и другими наградами, среди которых — золотая медаль имени К. Э. Циолковского, золотая медаль «Космос»; удостоен летчик-космонавт Леонов и множества наград зарубежных стран. Именем Алексея Леонова был назван один из кратеров на обратной стороне Луны.