| на главную страницу сайта |

Первопроходцы космических далей - герои космоса

Люди, о которых пойдет речь в этом разделе сайта, стали первопроходцами космических далей, открыв для человечества путь к звездам: Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Нейл Армстронг... Список героев космоса за последние десятилетия пополнился множеством имен, но речь здесь пойдет о тех, кого по праву можно назвать пионерами космических исследований.

Юрий Гагарин

Первый полет человека в космос длился всего 108 минут, но этот подвиг советского пилота-космонавта заставил заговорить о нем всю мировую общественность. Достижения советской науки и техники были оценены по достоинству западными учеными и специалистами в области космонавтики, физики, астрономии. Событие 12 апреля 1961 года положило начало новой эры в истории освоения людьми космического пространства и открыло путь в космос еще многим и многим отважным летчикам, отправляющимся покорять бескрайние просторы Вселенной.

Первый в мировой истории полет человека в космос

Полет в космос Гагарина, безусловно, явился событием, которое поразило весь мир и в значительной мере способствовало тому, что советская космическая наука оказалась в центре внимания ученых всей планеты, а имя первого космонавта стало известно каждому цивилизованному человеку Земли - openaxiom.ru. Однако еще задолго до того, как космический корабль «Восток» устремился в неизведанные космические дали, некоторые ученые высказывали предположение, что первым человеком, проложившим путь к звездам, станет именно русский.

Полет в космос Гагарина и Советская космическая наука
Мечта Юрия Гагарина о полетах в небо

В самом начале 60-х годов Юрий был зачислен в отряд космонавтов. Это было даже нечто большее, чем просто осуществление давней мечты о воздушных полетах. Ведь всего несколько лет назад Гагарин не мог и представить себе, что когда-то будет усиленно готовиться к полету в космос. Еще совсем недавно такой полет считался бы переходом за грань возможного.

Зачисление Гагарина в отряд космонавтов
Во время подготовки первого космического полета
Космический корабль «Восток»
На стартовой площадке

После успешного старта ракеты был произведен набор первой космической скорости, а затем произошло отделение корабля-спутника от последней ступени ракеты-носителя. После этого корабль-спутник совершил свободный полет по околоземной орбите. Длительность обращения корабля-спутника вокруг Земли составляла по предварительным данным приблизительно 89,1 мин. Минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равнялось 175 км, а максимальное расстояние (в апогее) — составляло 302 км. Угол наклона плоскости орбиты к экватору равнялся 65 градусам 4 минутам. Вес космического корабля-спутника, на борту которого находился Юрий Гагарин, составлял 4725 кг, не включая сюда вес конечной отделяемой ступени ракеты-носителя.

С Юрием Гагариным, находящимся в полете на борту «Востока», была установлена и постоянно поддерживалась радиосвязь. Наблюдение за состоянием космонавта на борту корабля осуществлялось благодаря использованию наиболее современных технических систем — радиотелеметрической и телевизионной.

Выход «Востока» на космическую орбиту
Завершающий этап полета
Приземление Гагарина

Мировая слава и известность, которую снискал Гагарин после того знаменательного дня, ничуть не испортили его характер и не сделали заносчивым или самодовольным, как это порой бывает с другими - openaxiom.ru. О том, что Юрий всегда оставался самим собой, невзирая на те или иные «подарки судьбы», свидетельствуют и его многочисленные встречи с земляками, с коллективами предприятий, учреждений — словом, с самыми разными людьми, с которыми он всегда оставался одинаково приветливым и доброжелательным.

Мировая слава и известность, которую снискал Гагарин

За осуществление первого полета человека в космос Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии он был удостоен различных наград как в своей стране, так и за рубежом. Среди множества медалей и орденов — золотая медаль имени К. Э. Циолковского, медаль Де Ла Во, золотая медаль ФАИ, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений и др.

Герман Титов

Шестого августа 1961 года все радиостанции в СССР и за рубежом сообщали о втором полете человека в космос. В этот день был выведен на орбиту космический корабль «Восток-2». На борту корабля находился летчик-космонавт майор Герман Степанович Титов. Запуск «Востока-2» стал новым рекордом в истории освоения космического пространства: в течение 25 часов 11 минут полета корабль произвел более 17 витков вокруг Земли, а в общей сложности «маршрут» второго космонавта планеты составил 703 143 км.

Герман Титов до полета в космос

Благополучное возвращение на Землю корабля «Восток-1», пилотируемого Гагариным, хорошие результаты проверки функционирования систем этого летательного аппарата, полученные в ходе полета первого космонавта, дали возможность осуществить следующий запуск человека в космос. На этот раз было решено выполнить гораздо более продолжительный, суточный полет. Программа, которую предстояло реализовать космонавту номер два, включала в себя исследование многочасового воздействия на человеческий организм состояния невесомости.

Первый в мире длительный космический полет
«Восток-2»

Исследования, проведенные во время полета «Востока-2», подтвердили предположения некоторых ученых о том, что человек в условиях невесомости может поддерживать работоспособность на нормальном уровне даже при продолжительном пребывании в космосе. Кроме того, космический аппарат «Восток» еще раз зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав надежную и четкую работу всех размещенных на нем систем и приборов.

Алексей Леонов

Спустя всего лишь четыре года после гагаринского полета к звездам летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым вышел в открытый космос. Многим это казалось невероятным. Целью данного космического рейса являлось осуществление выхода человека в открытый космос для проведения серии исследований, главным образом медико-биологического характера - openaxiom.ru. Кроме того, планировалось выполнить задания, основанные на наблюдениях за земной атмосферой. Космический летательный аппарат «Восход», на котором Леонову предстояло отправиться в космос, — первый в мире корабль-спутник, являющийся многоместным летательным космическим аппаратом.

Первый выход человека в космическое пространство
Космический корабль «Восход»
Предстартовая подготовка

В результате этого первого в мире полета с выходом человека в открытый космос была доказана возможность нормальной жизнедеятельности организма в условиях космического пространства при использовании автономной системы жизнеобеспечения. Исследования, проведенные экипажем корабля, оказались весьма ценными для науки и техники. Это подтверждает последующее создание космических орбитальных станций с экипажем на борту, работа которых играла заметную роль в различных хозяйственных отраслях страны. Подвиг Алексея Леонова проиллюстрировал неисчерпаемые возможности человека в области освоения космических объектов, наметил реальные перспективы полетов кораблей на Луну и к другим планетам Солнечной системы.

В открытом космосе

Женщины в космосе

Имя первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой знакомо, пожалуй, всему миру: 16 июня 1963 года космический корабль, пилотируемый ею, был выведен на орбиту спутника Земли. Целью полета являлись дальнейшие медико-биологические исследования, касающиеся влияния космической среды на работу организма человека в непривычных для него условиях. Запуск в космос женщины давал возможность провести эксперимент, в ходе которого сравнивались бы воздействия условий орбитального полета на мужской и женский организм. Вместе с тем участие Валентины в космических исследованиях требовало особого научного подхода, связанного с особенностями организма женщины.

Космический корабль, пилотируемый Терешковой

Небывалый до того времени космический эксперимент привел ученых к заключению, что полеты в космос женщин — задача вполне осуществимая, если организм способен выдерживать определенные нагрузки (во время тренировок будущего космонавта на Земле готовность к полету становится очевидной - openaxiom.ru). Кроме того, совместный запуск двух космических кораблей, на одном из которых находилась Терешкова, показал, что вполне реальной задачей может являться проведение стыковки космических аппаратов на орбите. Этот вывод позволил в дальнейшем проводить более сложные полеты со стыковкой орбитальных станций.

Двадцать пятого июля 1984 года Владимир Джанибеков и Светлана Савицкая покинули пределы орбитальной станции «Салют-7» и вышли в открытое космическое пространство. Савицкая и Джанибеков осуществили уникальный в истории космонавтики эксперимент, применив для этой цели специальную технологическую установку — универсальный ручной инструмент, предназначенный для работы в космических условиях.

Первая женщина-космонавт, побывавшая в открытом космосе

Первый человек на Луне

Луна представляет научный интерес для многих исследователей: астрономов, физиков, химиков, биологов и др. Отсутствие на Луне воздушных потоков и облачности дает возможность астрономам при помощи мощных телескопов вести непосредственное наблюдение за небесными телами. Поскольку разнообразные космические излучения беспрепятственно достигают поверхности Луны, открываются перспективы более глубокого их исследования.

Выход человека на поверхность Луны
Лунный скафандр
Передвижение по Луне

Первыми на поверхность Луны ступили американские космонавты. В 1961 году президент Кеннеди обещал, что США отправят человека на Луну к концу 1960-х годов. К высадке на естественный спутник Земли американцы готовились около 10 лет. В 1962 году Национальное управление по исследованию космического пространства (НАСА) развернуло работы над обширным и сложным проектом «Аполлон». На его реализацию были затрачены колоссальные средства — около 25 миллиардов долларов. В нем участвовали 400 тысяч человек. Прежде всего необходимо было создать корабль, который смог бы доставить к Луне космонавтов.

Первым на поверхность Луны ступил Нейл Армстронг. Произошло это знаменательное событие 20 июля 1969 года в 23 часа 18 минут по московскому времени. Миллионы людей наблюдали за высадкой космонавтов на ближайшую к Земле планету с экранов своих телевизоров. Из космического центра им. Кеннеди и Центра управления в Хьюстоне велась прямая трансляция - openaxiom.ru. Сделав первый шаг по лунной поверхности, Армстронг произнес знаменитую фразу: «Этот маленький шаг человека — гигантский скачок для всего человечества».

Американские астронавты на Луне
Описание впечатлений участников лунной экспедиции

В то время, когда весь земной шар чествовал первых лунных путешественников, космонавт и ученый К. П. Феоктистов произнес такие слова: «Высадка на Луну — это акт самоутверждения всего человечества. Успех высадки на Луну позволяет людям увереннее смотреть на те перспективные сложные задачи, которые предстоит решить человечеству на пути овладения космическим пространством, на пути дальнейших исследований Солнечной системы».