Летопись штурма естественного спутника Земли

7 октября 1959 года, в 6 часов по московскому времени ракета доставила к Луне автоматическую станцию «Луна-3», ставшую первым космическим фотографом. Важнейшей задачей, которую должна была решить эта станция, было сфотографировать Луну с относительно близкого расстояния в 60–70 тыс. км, в том числе ее недоступную для наблюдения с Земли сторону, а также участки, видимые под очень малыми углами.

Сеанс космического фотографирования продолжался в течение 40 минут. Оптический разведчик использовал фотоаппараты, снабженные двумя объективами. Один давал изображение участка лунной поверхности, который полностью умещался в кадр. Второй фотографировал детали, увеличивая масштабы съемки. Это был очередной триумф советской науки и техники - openaxiom.ru. В результате проведенных исследований выявлены и описаны 498 образований, причем 400 из них были с Земли не видны. Определены их точные координаты, благодаря чему в Атласе обратной стороны Луны, изданном Академией наук СССР, появились новые объекты: горный хребет Советский, Море Москвы, Море Мечты, кратеры Циолковского, Ломоносова, Жюля Верна, Джордано Бруно, Максвелла, Попова и др.

Советская станция впервые осуществила телевизионную передачу изображений на расстояние в сотни тысяч километров. Таким образом жители Земли впервые увидели фотографии различных участков поверхности Луны. Широкие перспективы открылись перед астрономией, получившей возможность приблизить необходимые приборы к небесным телам.

Фотографии различных участков поверхности Луны

Продолжим летопись штурма естественного спутника Земли. Межпланетная автоматическая станция «Луна-4» стартовала 2 апреля 1963 года. Руководство ее полетом осуществлялось из Центра дальней космической связи. Эксперименты и наблюдения, проводившиеся на борту станции, имели большое значение для дальнейших исследований Луны. С технической точки зрения отрабатывались элементы мягкой посадки аппарата.

С каждым запуском ученые продвигались на ступеньку вверх. «Луна-4» впервые направилась к цели с промежуточной орбиты спутника. Сначала ракета-носитель вывела спутник на околоземную орбиту, затем автоматическая станция стартовала с него в сторону Луны со скоростью, близкой ко второй космической. Отработка системы старта со спутника была важным этапом в технике межпланетных полетов.

В следующие годы к Луне были направлены автоматические межпланетные станции «Луна-5», «Луна-6», «Луна-7» и «Луна-8», принесшие науке новые важные сведения - openaxiom.ru. В историю же навсегда вошла станция «Луна-9», которая стартовала 31 января 1966 года и совершила первую мягкую посадку в Океане Бурь — крупнейшем из морских образований лунной поверхности.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-9»

Приборы, установленные на борту станции, передали на Землю снимки лунного ландшафта, на которых можно было различить объекты размером в 1–2 мм. Так превратилась в миф теория о глубоком пылевом слое, покрывающем Луну, и было полностью опровергнуто опасение, что лунный корабль может погрузиться в пылевой слой - openaxiom.ru. Более того, проведение исследования лунной поверхности и характера углубления камней в грунт позволило ученым рассчитать прочность породы. Это открыло дорогу к высадке на Луну научных лабораторий и пилотируемых кораблей.