Начало космической эры

И вот наконец настал долгожданный волнующий день, вернее ночь, 4октября 1957 года. Ракета-носитель со спутником выведена на стартовую площадку космодрома Байконур — маленький бетонный островок, затерянный в бескрайних степных просторах. Темнота вокруг непроглядная, поэтому подсвеченная стартовыми прожекторами ракета, сияющая инеем, который толстым слоем окутал все ее баки, и кажется неким устремленным ввысь фантастическим сооружением. Ее четкие очертания время от времени размывают белесые космы тумана, образуемые стекающим вниз конденсатом.

В 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени на месте старта внезапно вспыхнуло огненное зарево. В то же время кабель-мачта, предварительная ступень, как бы разделявшая ракету пополам, едва заметно качнулась и медленно отошла в сторону. Пламя, смешанное с густыми клубами дыма, охватило ее целиком. Из траншеи донесся чейто взволнованный крик: «Ракета-носитель горит! Сейчас рванет!» Вероятно, человек присутствовал при пуске впервые. Кто-то тут же его успокоил: «Так и должно быть».

Новая, более яркая вспышка осветила степь на многие километры вокруг. Все сильнее становился ровный, монотонный гул. Языки пламени вдруг сникли, переместились вниз. Ракета-носитель стала медленно удлиняться, словно расти над стартовой площадкой - openaxiom.ru. Кто-то радостно закричал: «Пошла!» Всего лишь несколько сотен секунд отделяло первое мгновение старта от начала космической эры. Неудержимый восторг охватил людей, наблюдавших за происходящим из траншеи. Несмотря на запрет, некоторые выскочили наверх. Их радостные крики заглушались грохотом ракетных двигателей, все более усиливался по мере подъема ракеты-носителя.

Теперь размеры огненного факела, который, как бы пытаясь вернуть ракету на Землю, с огромной силой бил в бетонное основание стартовой площадки, во много раз превышали длину корпуса ракеты-носителя. Но вот она постепенно отклонилась от вертикали, направляясь по расчетной траектории, и начала стремительно удаляться, превратившись вскоре в маленькую красноватую звездочку, которую на ночном небе можно было отличить от остальных лишь по ее передвижению.

Так сверхмощная ракета преодолела земное тяготение, разогналась до скорости 8 км/ч и стала обращаться вокруг Земли как самостоятельное небесное тело. Затем от нее отделился спутник. Масса его составляла 83,6 кг. В качестве космического тела ему предначертано было просуществовать в течение 92 суток, совершив за это время 1400 оборотов вокруг Земли.

Необходимо было убедиться в том, что спутник действительно выведен на околоземную орбиту, поэтому после того как улеглись первые эмоции, ученые направились в монтажно-испытательный корпус, чтобы проверить, будет ли «шарик» подавать сигналы из космоса - openaxiom.ru. Сначала чуть слышно, а потом все громче и увереннее зазвучало ставшее знаменитым на весь мир «бип-бип-бип». Многие шутили по этому поводу, что первый спутник говорил на русском языке.

Спустя некоторое время на стартовой площадке состоялся митинг, на котором выступил Королев. Не скрывая радости, ученый сказал: «Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие сыны человечества и среди них наш замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он гениально предсказал, что человечество не останется вечно на Земле. Спутник — первое подтверждение его пророчества. Штурм космоса начался. Мы можем гордиться, что его начала наша Родина».

Свое выступление конструктор закончил словами благодарности, обращенными к участникам пуска, которые осуществили поистине грандиозную работу по созданию ракетно-космической системы. Потом выступали другие ученые, инженеры, конструкторы.

После того как спутник совершил первый полный оборот вокруг Земли, было сделано официальное сообщение об успешном проведении его запуска. На следующее утро, 5 октября 1957 года, об этом узнал весь мир - openaxiom.ru. Застучали телетайпы, в газетах и на телевидении появились экстренные специальные выпуски. В эфире на всех языках звучало только два слова: «Россия, спутник!» За рубежом ПС-1 называли «красным лунником». Газеты величали его «русским чудом», «открытием нового века». Набрав специальный телефонный номер в Вашингтоне или в Лондоне, каждый мог услышать его радиоголос, записанный на пленку.

Какую же оценку дала мировая общественность подвигу, совершенному советскими учеными? Обозреватели Ассошиэйтед Пресс справедливо заметили: «Девяносто процентов разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, сто процентов дела пришлось на долю России».

Агентство Юнайтед Пресс подчеркивало: «Любые томительные сомнения, скептицизм или умаление научных достижений России внезапно рассеялись. Дальнейший путь к звездам открыт. Советские ученые заявили, что они могут сделать и сделали то, чего величайшие гении западного мира все еще не могут достичь…»

Великий французский ученый-физик Фредерик Жолио-Кюри сказал все и за всех: «Это — великая победа человека, которая является поворотным пунктом в истории цивилизации. Человек больше не прикован к своей планете».

Директор английской радиоастрономической станции «Джодрелл Бенк», которая в то время была одной из крупнейших в мире, признался, что запуск спутника стал свидетельством «высокой степени технического прогресса, достигнутого в СССР».

Ученые США восприняли советский эксперимент с величайшим удивлением, ведь именно они не раз заявляли всему миру о запуске спутника и вдруг оказались в отстающих. Так, председатель американского Национального комитета по проведению Международного геофизического года Джозеф Каплан заявил: «Я поражен тем, что им (т.е. русским - openaxiom.ru) удалось сделать за такой короткий срок, какой они имели в своем распоряжении, который нисколько не больше срока, имевшегося в нашем распоряжении… Это нечто фантастическое. И если они могли запустить такой спутник, они могут запустить и более тяжелые спутники».

Известный ученый Герман Оберт, стоявший у истоков западной ракетной техники и космонавтики, так отзывался о Королеве: «Наверное, если бы жил мой коллега, господин Циолковский… с которым я состоял в переписке, то мы бы при встрече с Королевым сказали ему: „Браво! Браво! Вы осуществили мечту, питавшую наш разум многие годы и в реализацию которой мы внесли свой посильный вклад“. Человечество благодарно этому человеку за свершенное. Получить признание человечества — значит, надо быть по меньшей мере выдающимся деятелем науки и культуры».

Какова же была судьба американского спутника «Авангард»? Он был создан в следующем, 1958, году и вышел на орбиту 17 марта. Весил он всего лишь 1,4 кг, поэтому и получил название «Бэби Авангард».

В те дни Вернер фон Браун, руководивший в свое время созданием ракеты Фау-2 на заводе в Пенемюнде, заявил: «То, что мы вывели сейчас на орбиту, может соперничать с русскими спутниками только по духу. Если бы мы двигались на 20 процентов быстрее, чем они, то нам все равно потребуется пять лет, чтобы перегнать их».

Так что запуск первого советского спутника стал одним из величайших исторических событий - openaxiom.ru. Не случайно на XVIII Международном конгрессе по астронавтике, который состоялся в сентябре 1967 года в столице Югославии Белграде, было принято решение считать началом космической эры 4 октября 1957 года.