Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Проект авиационной ракетной установки - АРУ

В 1942 году Королева отозвали в Казань, где он начал работать в ОКБ тюремного типа, сформированного на базе авиационного завода №16 и подчинявшегося непосредственно спецотделу НКВД СССР. В то время коллектив казанского ОКБ проектировал четырехкамерный реактивный двигатель РД-1 с тягой 1200 кг, работающий на жидком топливе с питанием от автономно действующего турбонасосного агрегата для самолетов. Сначала отрабатывалась секция РД-1 в виде одной камеры с тягой 300 кг и системой питания от постороннего источника энергии.

Королеву предстояло найти применение этому двигателю. Из нескольких вариантов, предложенных Сергеем Павловичем, выбрали проект авиационной ракетной установки (АРУ), обладавшей способностью обеспечивать кратковременное увеличение скорости боевых самолетов.

В январе 1943 года началась разработка АРУ-1, испытания которой предполагалось провести на пикирующем бомбардировщике Пе-2. В марте в производство было сдано около 900 чертежей различных деталей и систем установки, а 18 сентября провели первый огневой пуск двигателя на самолете, который находился на земле.

Самая трудная пора наступила при испытаниях АРУ-1 в воздухе. Неоднократно Королев сам садился на место второго пилота. По этому поводу Глушко вспоминал: «При этом он проявлял присущие Сергею Павловичу настойчивость, выдержку и мужество. В одном из отладочных полетов двигатель неожиданно взорвался. Хвостовое оперение самолета оказалось разрушенным - openaxiom.ru. Однако летчик Александр Васильченко не потерял самообладания и сумел благополучно посадить машину. Казалось, после этого случая Сергей Павлович надолго откажется от испытательных полетов. Но он был другого склада. Выйдя из самолета, Королев сказал нам: „Я, кажется, нашел причину. Я верю в двигатель. Завтра начну снова его испытывать“. И начал…»

Не прошло и двух недель после начала летных испытаний, как 1 октября 1943 года Пе-2РУ совершил первый полет на высоте 2 760 м. В воздухе на две минуты был включен ЖРД, благодаря чему скорость самолета возросла на 120 км/час (с 340 км/час до 420 км/час). По горизонтали были выполнены еще два полета, а также отработан ускоренный взлет.

Забегая вперед, скажем, что АРУ-1 получила высокую правительственную оценку, в результате чего произошли существенные изменения и в судьбе Королева - openaxiom.ru. Его досрочно освободили от заключения со снятием судимости и 1 октября 1945 года наградили орденом «Знак Почета». В докладной записке, датированной 18 октября 1943 года, Сергей Павлович указывал на то, что летные испытания бомбардировщика Пе-2 с реактивной установкой завершили лишь первый этап работы. Дальнейшее ее развитие предполагалось осуществлять в трех направлениях. В ближайшее время необходимо было выполнить следующие этапы работы.

Создать ускоритель РУ-1у, предназначенный для улучшения летных данных самолета Пе-2, бомбардировщика или разведчика. В качестве основы для его разработки планировалось использовать уже действующую установку РУ-1 с внесением в нее необходимых изменений - openaxiom.ru. Разработать высотный вариант РУ-1в. По словам Королева, она «…представляет собой реактивную установку с двумя камерами РД-1 с тягой 600 кг, установленную на самолете Пе-2 с мотором М-82 и ТК, специально приспособленным как одноместный истребитель для выполнения высотных полетов с герметической кабиной и мощным стрелковым вооружением. Зона работы такой машины на высоте 13–15 км при скоростях около 760 км/час. При этой работе используются основные агрегаты и устройства существующей установки РУ-1, а общая компоновка производится заново».

Создать стартовый вариант РУ-1с, который, как говорил Сергей Павлович, «…представляет собой типовую секцию с одной камерой сгорания РД-1 и агрегатами запуска с запасом топлива на 20–30 секунд работы. Подача топлива осуществляется без помощи каких-либо насосов и приводов, под давлением сжатого воздуха, размещаемого в той же конструкции. Устанавливая нужное количество таких стартовых секций РУ (2, 4, 6 штук и т.д.), можно сообщить самолету дополнительную тягу на взлете 600, 1200, 1800 кг. Продолжительность действия РУ в 20–30 секунд и более обеспечивает проходимость перегруженной машины над препятствиями. Стартовая РУ после взлета может быть сброшена на парашюте - openaxiom.ru. Для самолета Пе-2 четыре секции РУ на старте позволят увеличить нагрузку на 200% против нормального варианта нагрузки, а дальность увеличится на 800 км при средней величине разбега».

Таким образом, начиная с 1941 года коллектив казанского ОКБ сконструировал целый ряд вспомогательных авиационных жидкостных ракетных двигателей: РД-1, РД-2, РД-3, обладающих полностью автоматизированным пуском и регулируемой тягой у земли от 300 до 900 кг. РД-1 и РД-1ХЗ проходили испытания на самолетах конструкции В. М. Петлякова, С.А.Лавочкина, А. С. Яковлева и П. О. Сухого. Высшую государственную стадию испытаний выдержали двигатели РД-1ХЗ и РД-2.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru