Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Центральное конструкторское бюро № 29 НКВД СССР

В начале 1940 года Сергея Павловича вернули в Москву. Сразу же после приезда он включился в работу Центрального конструкторского бюро № 29 (ЦКБ-29) закрытой организации НКВД СССР.

В те годы существовали особого рода тюрьмы — специальные КБ, в которых работали репрессированные ученые, конструкторы, инженеры, создававшие новые образцы техники, в том числе и военной. На жаргоне они назывались шарашками. ЦКБ-29 находилось в здании, где ранее размещался конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения (КОСОС - openaxiom.ru). Здание было оборудовано решетками и усиленно охранялось. В довоенный период здесь содержали более 150 авиационных специалистов, в том числе А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева, Р.Л. Бартини и др.

В ЦКБ-29 функционировали три самостоятельных бюро, которые занимались разработкой собственных проектов. Бюро, возглавляемое Туполевым, проектировало пикирующий бомбардировщик, бюро В. М. Петлякова — высотный истребитель, который по требованию И. В. Сталина был переделан в пикирующий бомбардировщик, В. М. Мясищева — дальний высотный бомбардировщик.

В Москве Королев оказался благодаря следующим обстоятельствам. В 1940 году Туполев обратился к правительству с ходатайством, в котором просил позволить Королеву возглавить в ЦКБ-29 разработку нового бомбардировщика. Еще в конце 1939 года руководство НКВД выражало недовольство тем, что работы в конструкторском бюро продвигаются слишком медленно. Поэтому, несмотря на то что Туполев сам был арестован в 1938 году, к его ходатайству все же прислушались, и он получил разрешение пополнить состав своего бюро опытными авиационными специалистами из числа репрессированных. Туполев составил список, куда включил и Королева, которого срочным образом разыскали и доставили в Москву, где он занялся проектированием крыла самолета. Кроме того, он представил на рассмотрение НКВД проект ракетной аэроторпеды АТ, позволявшей наносить удары противнику без вхождения в зону его ПВО.

В декабре 1941 года новый самолет — пикирующий бомбардировщик, получивший название Ту-2 — совершил первый успешный полет, после чего коллектив ЦКБ-29 во главе с Туполевым был переведен в Омск - openaxiom.ru. Для организации серийного производства Ту-2 в городе в срочном порядке был построен сборочный цех, заместителем начальника которого назначили Королева, поскольку официальный вольнонаемный начальник в авиационном деле не разбирался. В годы Великой Отечественной войны Ту-2 зарекомендовал себя как лучший фронтовой бомбардировщик.

Несмотря на то что Сергею Павловичу в Омске приходилось решать сложнейшие проблемы, связанные с организацией производства нового самолета, он все же находил время для работы над ракетами и ракетными самолетами. Существуют все основания полагать, что толчком к их возобновлению стало начало войны. Первым из известных в настоящее время документов, который свидетельствует о возвращении Королева к ракетной тематике, относится к 6 августа 1941 года. В него включены примерные расчеты крылатой аэроторпеды АТ, предназначенной для существенного повышения эффективности Ту-2.

Особое внимание Сергей Павлович уделял двигательной установке, а также анализу возможностей АТ при ее стартовом весе 200 кг и жидкостном ракетном двигателе. В различных вариантах расчетная дальность полета равнялась от 34 до 67 км. Также в этом документе дается расчет дальности полета двух вариантов двигательных установок с воздушно-реактивным двигателем. Она соответственно составляла 420 и 840 км. Для жидкостного ракетного двигателя были рассчитаны расход окислителя и горючего, величина давления в камере сгорания, давление подачи топлива, величина средней скорости и угол набора высоты. Также Королев рассматривает установку с двигателем, который работает на порохе - openaxiom.ru. Кроме расчетов различных параметров двигателей, документ содержит множество рисунков, выполненных карандашом, на которых изображены общие виды и отдельные детали ракет.

По всей вероятности, на основе этих рисунков были составлены проектные предложения, одобренные начальством, что и сыграло основную роль в дальнейшей судьбе конструктора.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru