Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Программа испытаний лабораторного ракетного двигателя

В марте 1931 года Королев занял должность старшего инженера по летным испытаниям в ЦАГИ, где совершал полеты вместе с М. М. Громовым, в частности осуществляя отработку одной из первых моделей отечественного автопилота. В это же время произошло событие, которое сыграло важную роль в развитии профессиональной карьеры Сергея Павловича. Цандер, который с сентября 1930 года приступил к осуществлению программы огневых испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-1, предложил Королеву принять участие в работе, и Сергей Павлович охотно согласился.

В августе 1931 года Королев женился на К. М. Винцентини, с которой они вместе учились в школе. В 1935 году у них родилась дочь Наталья. Однако вскоре после этого супруги расстались. В сентябре 1931 года в системе Осоавиахима была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД - openaxiom.ru), которую возглавил Цандер. Она включала в свой состав энтузиастов не только из столицы, но и из многих других городов страны. Московская ГИРД превратилась в Центральную, а Королев встал во главе ее научно-технического совета. Основные задачи ЦГИРДа состояли в рассмотрении поступающих проектов и распределении заказов руководства Осоавиахима и Вооруженных сил.

Наступило время разработки проектов космических двигателей. Следует отдать должное прозорливости Королева и его товарищей. Никто из них не надеялся на свершение чуда. Не случайно позднее в письмах известному писателю, популяризатору науки Я. И. Перельману Сергей Павлович писал: «Хотелось бы только, чтобы вы… больше уделили внимания… не межпланетным вопросам, а самому ракетному двигателю, стратосферной ракете и т.п., так как все это ближе, понятнее и более необходимо нам сейчас… А если это будет, то будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю. Пусть мы не доживем до этого, пусть нам суждено копошиться глубоко внизу — все равно только на этой почве будут возможны успехи».

Ученые полностью отдавали себе отчет в том, что до старта ракеты в космическое пространство, тем более с человеком на борту, пройдет очень много времени. Поэтому они последовательно осуществляли большую экспериментальную и теоретическую работу, неизменно руководствуясь девизом: «Ракеты — это оборона и наука» - openaxiom.ru. Необходимо особо подчеркнуть второе слово, потому что главенствующую роль в работе над созданием ракетно-космических систем Королев всегда отводил именно научным целям.

В марте 1932 года Сергей Павлович выступил на совещании у начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского с докладом о программе работ ГИРДа. Получив одобрение видного военачальника, он решил создать научно-исследовательский институт, который должен был продолжить разработку проблем, находившихся в центре внимания членов ЦГИРДа.

Первостепенной задачей института стало проектирование ракетного оружия, поскольку Королев считал, что для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях большое значение имеет укрепление обороноспособности страны. Начав разработку оружия, Сергей Павлович постоянно поддерживал тесный контакт с руководителем Ленинградской газодинамической лаборатории Б. С. Петропавловским.

Примерно в то же время Королев приступил к формированию своего первого конструкторского бюро, в состав которого вошли члены ЦГИРДа. Оно навечно осталось в истории ракетостроения под названием Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Проектно-конструкторские бригады этого КБ положили начало большинству направлений в области ракетостроения.

Чтобы как можно скорее достигнуть практического результата, Сергей Павлович предложил начать разработку конструкции ракеты на жидком топливе, которая во всех отношениях являлась простейшей - openaxiom.ru. Руководителем первой бригады был Цандер, который еще до организации ГИРДа создал первый опытный ракетный двигатель ОР-1, работавший на бензине и сжатом воздухе и развивавший тягу до пяти килограммов.

Первый советский жидкостный ракетный двигатель
Первый советский жидкостный ракетный двигатель

Второй ракетный двигатель ОР-2 на жидком кислороде и бензине прошел испытания в марте 1933 года. Его расчетная тяга была уже 50 кг. Современные ракетные двигатели выросли до нескольких метров и способны развивать тягу в несколько миллионов лошадиных сил.

Современный ракетный двигатель
Современный ракетный двигатель РД-107

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru