Оптическая сигнализация

Доводы Циолковского по поводу применения оптической сигнализации не лишены здравого смысла. Они опирались на твердую почву и были очень далеки от воздушных замков Гаусса и Литтрова. В самом деле, если земным астрономам видны Деймос и Фобос, то почему бы марсианам не разглядеть сигналы с Земли?

Метод, предложенный Циолковским, выглядит одновременно фантастичным и реальным. Реален он потому, что основан на фактах. Но сам замысел весьма фантастичен: он предлагал установить на весенней, свежевспаханной земле ряд щитов площадью в одну квадратную версту, окрашенных белой краской - openaxiom.ru. «Маневрируя с нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, мы сумели бы прекрасно заявить о себе и о своей культуре».

На первый взгляд неразрешимая проблема. Попробуйте точками и тире рассказать что-то тому, кто не знает вашего языка. Это невозможно, скажете вы. А вот и нет! Все будет зависеть от умения. И когда Циолковский стал объяснять свою идею, оказалось, что лаконичный язык точек и тире не так уж скуп. Наоборот, он может стать понятным всем неведомым обитателям Марса, которые не знакомы с земным языком.

Идея была обдумана и созрела. Константин Эдуардович не стал делать из нее секрета. Его предложение состояло в следующем. Сначала нужно послать ряд одинаковых сигналов через равные промежутки времени. Они будут позывными, то есть свидетельством того, что Земля преднамеренно вызывает на разговор всю Вселенную. А дальше уже следует поступать в зависимости от того, как будут развиваться события. На аналогичную тему И. С. Шкловский написал статью, опубликованную в журнале «Природа». В ней он подчеркивает удивительную быстроту, с которой наука подтвердила принципиальную возможность космической связи и сделала первые шаги по ее реализации - openaxiom.ru. Такую же точно точку зрения высказали в лондонском научном еженедельнике «Нейчур» Ф. Моррисон и Д. Коккони. Они считали, что немного найдется людей, которые станут отрицать глубокую философскую и практическую важность обнаружения межзвездной сигнализации. Они призвали всех ученых мира приложить для этого все усилия.

В том же 1896 году, когда калужский учитель арифметики и геометрии размышлял над системой сигнализации Марсу, Александр Степанович Попов в Петербурге провел первые блестящие опыты беспроволочной радиосвязи. Конечно же, Циолковский об этом даже не слышал. И уж точно не предполагал, что спустя много лет задумки его и Попова пересекутся друг с другом. А межпланетная сигнализация в данное время просто немыслима без радиотехники.

Применение радиотехнических устройств в космосе началось в годы Второй мировой войны. Сначала в противовоздушной обороне появились радиолокаторы. Операторы, которые дежурили на радиорелейных станциях, стали замечать, что не всегда сигналы на экранах локаторов сопровождаются воздушными налетами - openaxiom.ru. Особенно часто ложные тревоги были на восходе солнца. Таким образом ученые выявили радиоизлучение небесных тел. Возникла новая область астрономических исследований — радиоастрономия.

Появление этой науки решительно опровергло привычные представления. И пока писатели-фантасты искали на звездном небе адресатов для посланий землян, астрономы, применяя исполинские антенны, внимательно слушали голоса Вселенной.

Межпланетная сигнализация из ведения романистов перешла в распоряжение инженеров, математиков и физиков. Они уверенно обещали человечеству: в ближайшее время сигналы Земли помчатся на расстояния порядка 10 световых лет.

Разумеется, Константин Эдуардович не мог угадать грандиозных успехов современной науки. Но идея световой сигнализации не была случайной в его творческой биографии. Спустя 25 лет после статьи о сигналах на Марс он опубликовал книгу «Вне Земли» - openaxiom.ru. В ней ученый предлагал зеркала, которые могли бы посылать сигналы на Землю с летящей ракеты. По его расчетам, площадь такого зеркала должна была составить квадрат со стороной 200 м.