Вера в обитаемость других миров

Итак, геометрические фигуры. По поводу их использования для межпланетных сообщений было сломано много копий. В итоге случилось то, что и должно было случиться. Желаемое стало выдаваться за действительное. Если земляне старательно разглядывают в телескопы Марс, то почему бы и марсианам не изучать Землю?

В связи с этим 30 октября 1896 года в газете «Калужский вестник» появилась заметка «Междупланетные сообщения» за подписью некоего N. Опираясь на сообщения французских газет и журналов, он рассказал горожанам, что якобы два француза, Кальман и Верман, увидели на фотоснимках Марса геометрически правильные чертежи - openaxiom.ru. Наделив несуществующих марсиан популярной на Земле мыслью о межпланетной связи, автор заметки закончил ее такими словами: «Почему бы не предположить, что открытые французами на Марсе знаки есть не что иное, как ответ на прошлогоднюю попытку американских астрономов войти в сношения с жителями этой планеты посредством фигур из громадных костров, расположенных на большом пространстве? Во всяком случае, несомненно, что жители Марса оказывают желание сообщаться с нами; а какие это повлечет последствия, этого даже богатое воображение Жюля Верна и Фламмариона не может себе представить; это только будущее может нам показать».

Это сообщение очень заинтересовало калужских обывателей. Конечно, редакция постаралась удовлетворить этот интерес. В связи с этим 26 ноября 1896 года в газете печатается «научный фельетон» Циолковского «Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ?» Эта статья Константина Эдуардовича упоминается во всех его библиографических списках, но тем не менее ее ни разу не перепечатывали, она не вошла ни в собрание научных сочинений, ни в сборник фантастических рассказов Циолковского, хотя и те и другие издавались несколько раз Академией наук.

В заметке, напечатанной во французской газете, говорилось о том, что якобы на поверхности Марса были обнаружены круг с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами, эллипс и парабола - openaxiom.ru. Константин Эдуардович отнесся к этому с некоторой долей скептицизма и осторожности. В своем научном фельетоне он написал: «Не беремся утверждать достоверности этих поразительных открытий…» Но осторожная оценка сомнительной информации не помешала ему сделать все-таки правильный вывод: недалеко то время, когда люди сумеют рассказать о своем существовании небесным соседям.

Он не сомневался, что во Вселенной, кроме землян, есть еще разумные существа. Эта идея у Циолковского появилась в то время, когда он в пору юности занимался самообразованием в Москве. Его тогда очень увлекла книга Франсуа Араго «Общедоступная астрономия» в четырех томах. Именно в этой книге он прочитал: «Если спросят, могут ли на Солнце существовать обитатели, организованные подобно жителям Земли, то я немедля дам утвердительный ответ». Сегодня такое утверждение вызовет лишь улыбку у ученых и просто сведущих людей. На поверхности нашего светила температура достигает 6000°, а при такой жаре вряд ли кто-то сможет существовать. И все-таки мысли Араго через 20 лет привели Циолковского к выводу, который он сформулировал в своем очерке «Свободное пространство»: «Нет ничего невозможного в предположении, что эти пространства населены крайне странными для нас существами…»

Та же самая вера в обитаемость других миров присутствует и в другой работе Циолковского «Механика подобно изменяемого организма». Когда она писалась, Константину Эдуардовичу было всего лишь 25 лет. Он предположил, что если на других планетах и есть существа, похожие на людей, то их размеры обратно пропорциональны силе тяготения - openaxiom.ru. Другими словами, планеты и небесные тела огромных размеров могли быть заселены карликами, а планеты-малютки — великанами. В общем, садясь за статью для «Калужского вестника», Циолковский был искренне уверен в существовании небесных соседей и в возможности установить сними связь.

Но каким образом отправить в космос сигнал и каким он должен быть? Система геометрических фигур Циолковскому не нравится. Значит, остается только оптическая сигнализация, так как больше техника ничего не могла предложить ученым. Хотел Константин Эдуардович или нет, другого выхода у него не было. Но и тут он был оригинален, как никто. Ученый предложил разговаривать с космическими собратьями языком точек и тире — той азбукой сигналов, которая применялась при телеграфных сообщениях.