Образ мыслящего существа

Образ мыслящего существа, который устроен несколько иначе, чем земляне, будоражит сознание ученых и писателей. Его можно встретить у разных авторов. Например, известный английский астрофизик Хойл в своем научно-фантастическом романе «Черное облако» сделал попытку нарисовать облик космического гиганта, не уступающего по размерам нашей солнечной системе. Он обладает поражающей воображение мощью и очень высоким интеллектом. Таково множество идей, авторы которых лишь догоняют фантазию Циолковского.

Факты, расстроившие Константина Эдуардовича (разрыв с Гончаровым и статья в «Научном обозрении»), были не в силах уменьшить его интерес к космосу. Примерно через год он опубликовал в газете «Калужский вестник» еще одну статью. Сегодня эта статья незаслуженно забыта. Но для того чтобы доказать, как она была важна, придется вернуться на несколько лет назад, в 1877 год, и вспомнить об открытиях, которые наделали много шума в мировой прессе.

В 1877 году произошли события, взволновавшие не только ученых. В этом году Марс приблизился к Земле так близко, что произошло очередное великое его противостояние. Несколько десятков телескопов сразу же нацелились в сторону нашего небесного соседа. Все астрономы сутками напролет не спали, стараясь использовать с толком короткое время близости Земли с Марсом - openaxiom.ru. Усердие астрономов было вознаграждено: американец Холл обнаружил недалеко от красной планеты два небольших по размеру спутника. Он назвал их Фобос (Страх) и Деймос (Ужас). Это открытие стало значительным событием в области астрономии.

Но наибольшего успеха достиг итальянский астроном-наблюдатель Скиапарелли. Он разглядел на поверхности Марса какие-то странные полосы, геометрически правильным рисунком покрывавшие поверхность планеты. Мир загудел, как растревоженный улей. А Скиапарелли еще добавил масла в огонь, заявив следующее: «Возможно, эта удивительная картина — результат работы разумных существ, обитающих на планете. Я, во всяком случае, остерегаюсь выступать с возражениями…»

Весть о том, что на Марсе обнаружены «каналы», признаки неведомой цивилизации, стремительно облетела весь мир. Даже те, кто был очень далек от астрономии, не остались равнодушными к такой ошеломляющей вести.

Газеты предоставляли гораздо больше, чем обычно, места на своих полосах под сообщения из обсерваторий. Астрономы напряженно вглядывались в далекую красную планету и ожесточенно спорили друг с другом. Всем не давала покоя мысль о том, что человек, возможно, не одинок во Вселенной. И противники, и сторонники существования марсиан спешили доказать друг другу свою правоту - openaxiom.ru. Не заметь Скиапарелли едва различимых черточек на поверхности Марса, и вряд ли бы планета удостоилась такого пристального изучения. Такова величайшая сила гипотез, в том числе и ошибочных. Они подстегивают научную мысль, помогая быстрее преодолеть очередной этап незнания.

Скорее всего, то обстоятельство, что люди поверили в обитаемость Марса, в наличие на нем разумных существ, привело к тому, что люди захотели связаться с ними. А как это сделать? Возникла идея изобразить на поверхности Земли геометрические фигуры. Пусть разумные существа во Вселенной видят, что на Земле существует цивилизация. Людям, которые были взбудоражены открытием Скиапарелли, такое предложение представлялось в высшей степени привлекательным, благородным и полезным. К тому же автором идеи был не кто иной, как Фридрих Гаусс, великий математик и астроном.

Он предлагал изобразить на просторах Сибири масштабный чертеж теоремы Пифагора. Гаусс искренне верил, что достаточно сообщить Вселенной о равенстве суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы, как разумные существа с соседних планет сразу же откликнутся на этот призыв - openaxiom.ru. Подобную же мысль высказывал и венский ученый Литтров. Его идея состояла в том, чтобы площадкой для сигнализации стала пустыня Сахара, а в качестве средств изображения использовались траншеи, наполненные водой. На поверхность воды он предлагал налить керосин таким слоем, чтобы, зажженный, он горел в течение 6 часов.

Но даже это огненное предложение Литтрова померкло перед тем, что предложил французский изобретатель Шарль Кро. В 1869 году в Париже вышла в свет его книга «Средства связи с планетами». После открытия Скиапарелли она стала читаться как увлекательнейший роман. Воображение француза видело на планетах гигантские зеркала, фокусирующие солнечные лучи. Солнечные «зайчики» этих зеркал, оплавляя своим жаром почву, должны были рисовать геометрически правильные фигуры, но не на Земле, а на поверхности тех планет, с которыми нужно было установить связь - openaxiom.ru. Конечно же, поток таких фантастических проектов, подчас очень далеких от науки, давал обильный материал газетчикам.