Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Механическая птица

Каждое утро Циолковский спешил привычной дорогой, чтобы точно по звонку начать трудовой день. Когда он, опираясь на палку, в плаще-крылатке шагал по улице, старшеклассники шептались между собой: «Это тот самый, что написал „Путешествие на Луну“…» Уж кто-кто, а гимназисты тогда внимательно читали весьма популярный в то время журнал «Вокруг света». В этом журнале печаталось множество описаний приключений и путешествий. Нашлось место и рассказу Циолковского, который он написал еще в 1887 году в Боровске - openaxiom.ru. Рассказ вышел в свет в приложении к журналу «Вокруг света» за 1893 год. Стоит отметить, что издатель журнала И. Д. Сытин очень тщательно отбирал книги для приложений к своему журналу. Константин Эдуардович мог гордиться тем, что его рассказ встал на книжные полки вместе с произведениями таких писателей, как Бичер-Стоу, Жюль Верн, Гюго, Вальтер Скотт, Конан-Дойль, Эдгар По, Фламмарион, Уэллс, Киплинг, Фенимор Купер, Майн Рид, Джек Лондон и многие, многие другие.

Гимназисты воздали должное рассказу Циолковского. Еще бы, это было самое необычное из всех кругосветных путешествий, о которых они слышали до этого. Ведь облететь вокруг родной планеты на Луне — небывалом космическом корабле, пережить ощущения, неведомые землянам, — огромное удовольствие!

Но интересно это было только подросткам, а взрослых калужан не интересовало совсем. Гораздо больше их интересовало, полетит ли с колокольни дьячок местной церкви Александр Сергеевич Кедров. По стечению обстоятельств он жил прямо напротив квартиры Циолковского, в ограде Георгиевской церкви. Еще задолго до приезда учителя в Калугу он стал мастерить свою механическую птицу. Однажды дети рассказали отцу о дьячке, о котором только и говорил весь город. Константин Эдуардович рассмеялся и сказал: «Вот фантазер! Он думает, что стоит взять в руки крылья, помахать ими, как можно и в полет…».

Константин Эдуардович рассказал притихшим детям о гениальном итальянском художнике Леонардо да Винчи, построившем крыльчатую машину, о португальце Гусмао, чей таинственный аппарат описал в отчете Лиссабонской академии академик Франциско де Хорвало, о русском холопе Никитке, который, согласно легенде, пролетел над Александровской слободой на изготовленных им деревянных крыльях - openaxiom.ru. Все это были красивые сказки. Но для калужских обывателей и наивный мечтатель дьячок Кедров, и учитель Циолковский принадлежали к одной и той же породе чудаков. Они были очень далеки от той жизни, блага которой так спешили вкусить добропорядочные граждане Российской империи.

В. И. Ассонов познакомил Циолковского с председателем Нижегородского кружка любителей физики и астрономии Сергеем Васильевичем Щербаковым. Знакомство было не совсем обычным: оно началось по переписке и продолжало оставаться заочным даже тогда, когда в 1906 году Щербаковы переехали в Калугу.

Нижегородский кружок любителей физики и астрономии всячески поддерживал Циолковского. В апреле 1893 года Константин Эдуардович послал в кружок письмо с просьбой о приеме в его члены. В декабре на первом же заседании его приняли единогласно. Впрочем, само собрание было простой формальностью. Первая же работа, которую представил Циолковский, — «Тяготение как источник мировой энергии» — была напечатана сначала в одном из сборников кружка, а потом в журнале «Наука и жизнь» еще задолго до того, как это собрание состоялось.

В 1894 году в этом же журнале напечатали статью калужского учителя под названием «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина». Итак, Константин Эдуардович стал членом кружка - openaxiom.ru. Но повторилась та же история, что и с Русским физико-химическим обществом, — он не мог уплатить членские взносы. Щербакову было послано письмо с просьбой не исключать Циолковского из членов кружка и обязательством уплатить взносы, как только позволит материальное положение.

В 1894 году Циолковский читает семье Ассоновых отрывки из своей новой книги — «Грезы о земле и небе». Через несколько дней он прочитал это же произведение меценату Гончарову. Книга понравилась, и богач пообещал Циолковскому помочь издать ее. Но издание книги задержалось на довольно продолжительный срок. Как писал Константин Эдуардович Щербакову: «Теперь рукопись в Цензурном комитете в Москве, и вот уже два месяца не получается разрешения. У меня есть очень оригинальные астрономические идеи, но мне их неловко проповедовать серьезно (и, пожалуй, невозможно)».

Все-таки через некоторое время Цензурный комитет дал разрешение на публикацию статьи. Как только книжка вышла в виде небольшой брошюрки, Циолковский в хорошем настроении, желая сделать приятный сюрприз своему покровителю, принес ее Гончарову - openaxiom.ru. Тот взял книжицу, увидел на обложке напечатанную крупными буквами фразу: «Издание А. Н. Гончарова» — и пришел в неописуемую ярость. Калужского богача никак не устраивало то, что его, «солидного человека», имя стоит на обложке какой-то книжонки, наполненной странными идеями.

Оскорбленный Константин Эдуардович немедленно покинул негостеприимный дом мецената. Теперь-то он понял, что собой представлял Гончаров. Что же касается богача, то в те минуты он и представить себе не мог, что имя Циолковского прославится в веках, а ему достанется слава Герострата.

Но беда не приходит одна. Не успел Константин Эдуардович успокоиться и забыть об обиде, нанесенной ему Гончаровым, как на него свалилось новое оскорбление. Обидел его журнал «Научное обозрение», напечатавший в мае 1895 года рецензию. Неизвестный автор не поскупился на едкие замечания: «Мы охотно назвали бы г. Циолковского талантливым популяризатором и, если угодно, русским Фламмарионом, если бы, к сожалению, этот автор знал чувство меры и не увлекался лаврами Жюля Верна. Разбираемая книга производит довольно странное впечатление. Трудно догадаться, где автор рассуждает всерьез, а где фантазирует или даже шутит…»

Можно войти в положение анонимного журналиста XIX века. Представить себе то, о чем писал Константин Эдуардович, человеку того времени очень трудно, практически невозможно. Ведь в произведении «Грезы о земле и небе» можно прочитать, например, о животно-растениях, которые усваивают пищу при помощи солнечного света - openaxiom.ru. Еще фантастичнее выглядят живые существа, покрытые непрозрачной стекловидной кожей. У них все обменные процессы происходят замкнуто, то есть без контакта с внешней средой. Даже в наше время такая фантазия выглядит довольно нереально.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru