Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Первые эксперименты по аэродинамике

Конечно, первые эксперименты по аэродинамике были еще несовершенны и не совсем точны. К тому же нужно было ловить всякий раз направление ветра, а это осложняло задачу. Но даже примитивные опыты дали Циолковскому многое. Он выяснил, что сопротивление аэростатов не такое уж огромное, как считали его противники (Поморцев, Кованько и другие - openaxiom.ru). И еще: чем быстрее летит аэростат, тем меньше коэффициент сопротивления. Исследователь почувствовал себя победителем. И у него были для этого все основания. Не зря он лазал по крышам, едва не падая при сильных порывах ветра.

Положительный результат аэродинамических экспериментов дал мощный импульс Константину Эдуардовичу. Он решил, что опыты следует продолжать, чтобы добиться уточнения первых, пока очень приблизительных результатов. Но он думал отказаться от ветра, потому что это очень ненадежно (ветер часто меняет свое направление). И Циолковский замыслил построить «воздуходувку», представляющую собой установку, которую бы сегодня назвали аэродинамической трубой. Она была призвана заменить естественный воздушный поток искусственным. Но эта мысль так и осталась не воплощенной в жизнь, так как у ученого простонапросто не было денег на приобретение материалов и инструментов.

Семейный бюджет был очень скромным и не позволял сделать нужные закупки. Казалось бы, тупик. Но тут Константин Эдуардович вспомнил про Русское техническое общество. Ведь они так благосклонно отнеслись к его первым работам. Наверняка они помогут! Ученый садится за письмо. В письме он описывает свои затруднения и просит помочь ему материально (он просил прислать ему 200 рублей - openaxiom.ru). Но чиновники из Общества не торопятся высылать деньги. Они создают комиссию, состоящую из Д. К. Бобылева, В. В. Лермонтова, И. В. Мещерского. Члены комиссии просят Циолковского подробнее описать им суть эксперимента, чтобы они могли решить, давать деньги или нет.

Провинциальный ученый послал в Русское техническое общество обстоятельное, но осторожное письмо. В письме Циолковский дал подробную схему будущего прибора, рассказал об опытах, которые хочет поставить. Он написал: «Некоторые авторы по сопротивлению пренебрегают значением кормовой части тела и трением воздуха (даже для продолговатых тел). Я сделаю опыты, которые выяснят этот спорный вопрос».

Как будто бы все ясно и продумано в этих опытах, и комиссия могла бы составить свое положительное мнение. Но вывод чиновников, как всегда, был неожиданным. Вот какой ответ получил Циолковский: «Господин Циолковский ничего не добьется. Чтобы получить результаты, интересные для науки, нужны опыты в значительно большем масштабе, а для них у Общества нет денег».

Константин Эдуардович был очень огорчен. Ему так нужна была поддержка, потому что он уверен, что большие и важные открытия близки, как никогда. Но духом он не пал. Ценой переутомления, недоедания всей семьи, отказа от многих насущных потребностей аэродинамическая труба была построена.

Аэродинамическая труба К. Э. Циолковского
Аэродинамическая труба К. Э. Циолковского (макет)

Иисследователь приступил к новой серии аэродинамических экспериментов. Кстати, многие исследователи биографии Циолковского писали, что аэродинамическая труба, построенная им, была первой в России. Но это не так. У Константина Эдуардовича был предшественник — военный инженер В. А. Пашкевич, который в 1871 году в Петербурге построил аэродинамическую трубу для изучения проблем баллистики - openaxiom.ru. Но это нисколько не умаляет заслуг Циолковского, потому что ему первому пришло в голову использовать трубу для поиска закономерностей полета с малыми скоростями. В итоге поборник дирижаблей стал одним из главных основателей экспериментальной аэродинамики.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru