Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Изучение аппаратов тяжелее воздуха

Схватки Циолковского с VII отделом Русского технического общества не прошли для него бесследно. Они зародили у него мысль изучить аппараты тяжелее воздуха, за которые так боролись его противники. Он решил проанализировать возможности самолета.

В некоторых научных журналах того времени иногда появлялись публикации о строительстве аэропланов. Циолковский читал о Лилиентале, об изобретателе пулемета Максима, который пытался построить огромный тяжелый самолет.

Константин Эдуардович решил, что если уж такие неглупые люди занимаются этим, то неплохо бы составить свое мнение об этом предмете. Постепенно, шаг за шагом, он начал изучать возможности самолета. Но больше всего его волновал вопрос, может ли тягаться самолет с так полюбившимися ему аэростатами. Его противники полностью отвергали саму идею аэростата - openaxiom.ru. Но Циолковский не собирался поступать таким же образом. В 1894 году он написал статью «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина». В ней он отметил, что свои главные выводы по этому проекту он сделал еще в 1890 году.

Константин Эдуардович был противником подражания природе. Было известно о многих проектах с машущими крыльями, но он не верил в их жизнеспособность. И дело не в том, что машущие крылья имели сложную конструкцию. Дело в том, что при взлете машины требуется огромная мощность, то есть к крыльям следует прибавить поступательное движение летательного аппарата. Значит, самое главное — это скорость! Циолковский считает, что скорость одновременно и друг, и враг, так как представляет собой величину не только подъемной силы, но и сопротивления. То, чем при малых скоростях можно было пренебречь, при больших становится тяжкой нагрузкой. Такой вывод должен был немного охладить пыл увлечения летательными аппаратами тяжелее воздуха.

Однако Константин Эдуардович не мог удержаться от того, чтобы не сделать точные расчеты, помогающие определить степень выгоды и условий полета. Его страстная вера в аэростаты ведет бой с желанием заглянуть в неизведанное. Но Циолковский не был бы истинным ученым, если бы позволил слепой вере одержать верх над предвзятостью мнения. Ученый разработал внешний вид аэроплана, который представляет собой парящую птицу или жесткокрылого жука - openaxiom.ru. В головной части имелись два винта, которые создавали необходимую для полета тягу. Мускулы заменяли взрывные бензиновые двигатели, охлаждаемые встречным потоком воздуха. Вертикальный и горизонтальный рули должна были играть роль хвостового оперения, имеющегося у птиц.

В результате у него получилась очень продуманная схема. Как он сам писал: «Горизонтальная часть руля будет управлять наклонением снаряда к горизонту, вторая — направлением его к меридиану… Желательно, чтобы оба руля действовали автоматически, как это теперь собираются устраивать для пароходов».

Циолковский трудится, не покладая рук, обгоняя время, увлекаясь и часто удивляясь собственным выводам. Когда работа была завершена, сам автор был крайне удивлен, потому что вместо посрамления аэропланов получился гимн их будущего торжества. Редактор I тома Собрания сочинений Циолковского Н. Я. Фабрикант сказал, что данный научный труд Константина Эдуардовича — это целая эпоха в развитии авиационной техники.

Знаменитый советский авиаконструктор А. И. Микоян сказал однажды, что ракеты выращены под заботливым крылом самолета. Этими словами можно проиллюстрировать заблуждение Циолковского, который думал, что путь к космической ракете лежит через управляемый аэростат, а не через летательные аппараты тяжелее воздуха.

Поскольку поначалу Циолковский отнесся к самолету предвзято, то он решил всесторонне исследовать проблему создания аэроплана. Самым главным Константин Эдуардович считал значение аэродинамической формы. Не нравились ему модели, созданные Максимом и Лилиенталем: они были громоздкими. Он считал, что не должно быть никаких расчалок, мачт и тяжей, потому что они будут создавать большое сопротивление - openaxiom.ru. Данный вывод почти на 25 лет определил воззрение нескольких десятков авиаконструкторов с мировым именем. Циолковский предлагал строить свободнонесущий моноплан, а конкретно — свободнонесущий моноплан типа «Чайка». Эту схему применили на практике только в 30-х годах ХХ века, и она показала свои несомненные преимущества перед предшественниками.

Противники Циолковского из VII отдела Русского технического общества упрекали его в том, что проект аэростата слаб конструктивно. Но хорошо бы им разобраться в конструкции дирижабля, как Константин Эдуардович разобрался в самолетах. Он продумал даже взлет и посадку, предусмотрел выпускающиеся шасси - openaxiom.ru. Еще он говорил, что садиться и взлетать нужно против ветра. К слову сказать, на первой модели самолета братьев Райт, которая появилась спустя 15 лет, после того как Циолковский разработал моноплан, колесного шасси не было.

Наблюдая за полетами Лилиенталя, он пришел к выводу, что аэроплану нужен автоматический регулятор для поддержания равновесия. И опять он вернулся к мысли об автопилоте. Но это уже совсем не та конструкция, которую он предлагал год назад для аэростата. Циолковский считал, что для аэроплана следует «употребить как регулятор горизонтальности маленький, быстро вращающийся диск, укрепленный на осях таким образом, чтобы его плоскость могла всегда сохранять одно положение, несмотря на вращение и наклонение снаряда. При быстром, непрерывно поддерживаемом вращении диска его плоскость будет неподвижна относительно снаряда».

Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что это описание гироскопа. А ведь гироскоп — это основа всех современных автопилотов. Но какое техническое чутье! Тем не менее, как ни гениальна прозорливость и дальновидность Циолковского, главное не в ней. Хочется обратить внимание на то, какое благое дело сделал Циолковский для авиации, вернувшись к разработке автопилота. Роль автопилота очень трудно переоценить, потому что ни скоростная авиация, ни ракетная техника просто немыслимы без автоматики. Человек не смог бы пробиться в область тех огромных скоростей, где сегодня он властвует - openaxiom.ru. Взяв за основу идею Константина Эдуардовича Циолковского, современные изобретатели разработали не только автопилот, но и автоматы, регулирующие работу двигателей. Кроме этого, существует еще множество счетно-решающих устройств, которые обеспечивают контроль за полетом, взлетом и посадкой и прочими действиями.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru