Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Пробиться наверх

Как бы ни был прав Циолковский, какие бы он ни сделал открытия, пробиться наверх без денег ему не удалось бы никогда. Члены Общества никогда не смирились бы с тем, что какой-то провинциал, не имеющий никакого образования, сделал что-то такое, чего не смогли придумать они, образованные и начитанные.

Примером этому может послужить так называемое дело Шварца. В 1892 году русский военный агент в Австрии полковник Д. П. Зуев сообщил в своем рапорте Главному штабу о том, что австрийский изобретатель Давид Шварц предлагает построить прибор для управления воздушными шарами - openaxiom.ru. Военный министр приказал Зуеву доставить в Петербург Шварца. У австрийского инженера не было даже разработанного проекта, тем не менее он начал строить цельнометаллический аэростат.

История эта тем более постыдна еще и потому, что в комиссии по контролю за постройкой аэростата участвовали ярые противники Циолковского — М. М. Поморцев и А. М. Кованько. У Федорова хватило совести не принимать в этом участия. Как и следовало ожидать, из затеи Шварца ничего не получилось. Его аэростат потерпел аварию, даже не оторвавшись от земли. Оболочка развалилась при наполнении ее газом, весь газ был выпущен в атмосферу. Шварц в срочном порядке уехал (попросту сбежал - openaxiom.ru) в Германию. Там он заручился поддержкой владельца алюминиевого завода и стал строить новый дирижабль. Но Шварцу не удалось увидеть полет своего детища, потому что он скоропостижно скончался. После его смерти дирижабль хоть и не полетел, но от земли смог оторваться.

Во время пробных испытаний на площадке присутствовал кавалерийский генерал граф Фердинанд Цеппелин. Его заинтересовала эта идея, он поверил в будущее жесткого воздушного судна. Цеппелин выкупил у вдовы Шварца патент на постройку корабля, и вскоре один за другим стали строиться знаменитые немецкие дирижабли «Цеппелины», которые существовали вплоть до 1940 года.

Когда секретные опыты Шварца получили широкую огласку, о них узнал Циолковский. Можно себе представить, каково было у него на душе. Через несколько лет он написал статью «Успехи воздухоплавания в XIX веке», которую опубликовал журнал «Научное обозрение». В этой статье Циолковский подверг резкой критике действия Шварца, удивляясь, что его аэростат не рассыпался сразу. Он сказал, что праздная публика и журналисты не знают многих вещей, но изобретатели должны соблюдать самые примитивные правила при постройке судов такого типа.

Нельзя даже предполагать о том, что Шварц не знал о разработках Циолковского, потому что он постоянно общался с Кованько, Поморцевым и другими, кто хорошо был осведомлен об этом проекте - openaxiom.ru. В то время, когда дирижабль Шварца был засекречен, о проекте Циолковского можно было прочитать даже в газетах. Также не была военной тайной книга Константина Эдуардовича «Простое учение о воздушном корабле и способе его построения».

Циолковского очень огорчало то, что его выстраданные идеи были основой чужого проекта. Эрудированные специалисты, находящиеся в Петербурге, посчитали его труд фантастическим, но приняли на ура немецкие «Цеппелины», о достоинствах которых многие годы трубили фанфары всех без исключения газет. Действительно, между этими мирами не было ничего общего.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru