Изучение ядер галактик

Продолжается изучение ядер галактик: в них происходит скапливание и уплотнение большого количества вещества, а также столкновение звезд, что является подходящими условиями для формирования черных дыр. Как полагают ученые, они могут иметь очень большие размеры, в миллионы раз превосходящие размеры Солнца. Черные дыры притягивают к себе вещество галактик и поглощают наиболее близко располагающиеся звезды, которые распадаются, образуя вблизи черной дыры аккреционное пространство. В нем было зарегистрировано выбрасывание из центра потоков частиц и быстрых струй - openaxiom.ru. Эти процессы указывают на то, что в центре подобной галактики существует черная дыра массой до 100 млн. абсолютных звездных величин. В пределах нашей Галактики, как полагают ученые, имеется дыра с массой около 2 млн. абсолютных звездных величин. Однако большинство из приведенных выше сведений на сегодняшний день — пока всего лишь теории.

Долгое время никому из исследователей не удавалось обнаружить черную дыру, но не так давно поиски все же увенчались успехом. Загадочный объект открыл астрофизик НАСА (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства) Джозеф Долан. С помощью телескопа Хаббла он смог зафиксировать в созвездии Лебедя признаки деятельности черной дыры: громадные газовые облака, являющиеся веществом звезды-спутника и притянутые ею. Астрофизик наблюдал их как слабые ультрафиолетовые импульсы вблизи некоего массивного и компактного объекта Лебедь XR-1. При приближении облака к горизонту событий они меняли длину волны, а затем полностью угасали.

Долан занимался изучением черных дыр восемь с половиной лет и обработал большое количество материала, прежде чем сделать это открытие. Однако его чуть было не опередили. Физики, работающие с рентгеновским телескопом «Чанрда», тоже заметили черную дыру, но Долан успел обнародовать свое сенсационное открытие на два дня раньше. До сих пор неизвестно, какие процессы возникают в глубине черной дыры и что происходит с захваченной материей - openaxiom.ru. Астрофизики предлагают самые фантастические гипотезы. Одни считают, что вещество, притянутое черной дырой, перетекает через ее центр в параллельный мир. Другие полагают, что в этом месте перестают действовать все известные законы физики, поэтому там может произойти все, что угодно, например может родиться дьявол.

Многие соглашаются с тем, что в районе черной дыры, в непосредственной близости к горизонту событий, понятия «пространство» и «время» приобретают совершенно другой смысл.

На сегодняшний день исследователи, изучив весь имеющийся материал, стараются выявить свойства черных дыр по проявляющимся вблизи них не известным ранее законам гравитации. Этим занимается одно из ведущих направлений физики, которое так и называется: исследование черных дыр. Существует несколько теорий гравитации. В слабом поле, несмотря на большие различия в теориях, результаты всегда получались сходными. Однако черная дыра обладает очень сильным полем, поэтому в данном случае результаты существенно расходятся - openaxiom.ru. После сравнения различных теорий большинство ученых остановились на теории гравитации Эйнштейна как на самой удачной. Согласно этой теории, черные дыры обладают следующими свойствами.

На большом расстоянии от черной дыры время движется быстрее, чем вблизи нее. Это означает, что если исследователь, находясь рядом с черной дырой, бросит в ее сторону какой-нибудь предмет, например зажженный фонарь, то увидит, что его скорость движения к дыре будет некоторое время увеличиваться. При приближении к горизонту действия скорость притяжения уменьшится, фонарь будет постепенно тускнеть, изменяя свет на красный. Исследователю будет казаться, что предмет перестал двигаться, так и не достигнув поверхности дыры. Однако, если бы он сам постарался приблизиться к черной дыре, то в несколько мгновений пересек бы горизонт действия и, достигнув центра черной звезды, погиб, будучи разорванным мощными приливными силами этого явления.

Независимо от размеров и строения тела, после его погружения в черную дыру исследователь сможет определить только его массу, момент импульса и электрический заряд. Остальные свойства тела, например распределение плотности, форма, химический состав, при его погружении в черную дыру исчезают. Так, если тело не имело заряда и не вращалось вокруг своей оси, то при его взаимодействии с черной дырой исследователь зафиксирует гравитационные волны, по которым сможет определить форму тела.

В том случае, если тело вращалось вокруг своей оси, исследователь сможет зафиксировать в области черной дыры вихревое гравитационное поле, под действием которого все тела, расположенные недалеко от дыры, тоже начнут вращаться.

Вещество, попавшее внутрь черной дыры, перемещается к центру и образует сингулярность, имеющую высокую плотность. Термин «сингулярность» один из ученых, английский физик Стивен Хокинг, понимал как «место, где разрушается классическая концепция пространства и времени так же, как и все известные законы физики, поскольку все они формулируются на основе классического пространства-времени» - openaxiom.ru. Общепринятой считается теория, что все, что попадает в черную дыру, бесследно исчезает. Однако некоторые ученые говорят о возможности отделения, испарения квантов черных дыр, что может даже привести к полному уничтожению черных дыр.

Так развивалась и продолжает развиваться астрономия в наши дни. Несмотря на огромные достижения этой науки в XX и нынешнем веке, во Вселенной остается еще очень много непознанных и неоткрытых явлений. В заключение можно вспомнить слова знаменитого философа и мудреца Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». В будущем, возможно, будут получены новые данные, которые полностью изменят сложившуюся на сегодняшний день картину Вселенной.

Астрономия — не единственная наука, благодаря которой люди могут узнать о космосе - openaxiom.ru. В XX веке началось развитие космонавтики. Одним из первых исследователей, работавших в этом направлении, стал талантливый ученый, основатель экспериментальной аэродинамики — Константин Эдуардович Циолковский.