Новые, нестационарные модели Вселенной

Решение уравнений общей теории относительности давало возможность многим ученым предлагать новые математические модели Вселенной. Одним из таких ученых стал математик и геофизик Александр Александрович Фридман (1888–1925). Он первым отказался от исходного постулата о стационарности Вселенной, выдвинутой Эйнштейном - openaxiom.ru. В 1922 году математик сделал анализ уравнений общей теории относительности и выяснил, что на их основе нельзя сделать однозначный вывод о форме, бесконечности или конечности Вселенной. Он предположил, что радиус кривизны пространства может изменяться во времени, и нашел новые нестандартные решения уравнений.

В некоторых моделях радиус кривизны монотонно расширялся: в одном случае Вселенная монотонно расширялась из точки, в другом — из некоторого нулевого объема. С момента начала расширения Вселенной до того, как она приняла современный объем, прошло большое количество времени. Фридман назвал его «временем, прошедшим от сотворения мира» и заявил, что оно вполне могло длиться бесконечно. Затем ученый получил модель, в которой радиус кривизны пространства возрастал от нуля до некоторой величины за определенный промежуток времени (период мира) и снова уменьшался до нуля, т.е. Вселенная сжималась в точку.

Фридман рассмотрел такое понятие, как плотность Вселенной, и пришел к выводу, что она также зависит от времени и изменяется обратно пропорционально кубу радиуса кривизны. Таким образом, он выяснил, что модель стационарной Вселенной, которую предложил Эйнштейн, является лишь частным случаем решения уравнений общей теории относительности.

В том же 1922 году Фридман опубликовал свои выводы в научном журнале, и поначалу они вызвали яростную критику Эйнштейна, который посчитал их неправильными - openaxiom.ru. Однако в 1923 году Фридман дал подробные комментарии, с которыми Эйнштейн полностью согласился. А позднее открытие советского ученого было подтверждено Хабблом.

Впоследствии Фридман издал философскую брошюру, в которой излагал свои мысли о связи строения Вселенной и философии. Особенно его интересовало такое понятие, как время. Ученый указывал, что общая теория относительности и модели Вселенной, построенные на ее основе, принадлежат только измеримому миру, который может изучать естествоиспытатель. Для философии же общая теория относительности является только одним из предположений, объясняющих строение Вселенной.

Модель расширяющейся Вселенной быстро нашла своих сторонников и, что самое главное, ее подтверждали новые наблюдения. В 1913 году американский астроном Весто Мелвин Слайфер (1875–1969) впервые измерил лучевые скорости спиральных туманностей и выяснил, что эти величины велики и сильно различаются между собой. Результатами Слайфера заинтересовался голландский астроном Виллем де Ситтер (1872–1934). Он заметил, что в спектрах галактик преобладают красные смещения, и постарался объяснить это явление на основе своей релятивистской модели пустой Вселенной, в которой имеется только поле отталкивающих сил - openaxiom.ru. Немецкий математик Вейль Герман (1885—1955) на основе достижений Ситтера провел расчеты и показал, что взаимное удаление галактик пропорционально их взаимному расстоянию.

Не исключено, что все эти достижения повлияли на исследования американского астронома и астрофизика Эдвина Пауэлла Хаббла (1889–1953), который проводил анализ лучевых скоростей галактик. В его распоряжении был материал всего лишь о восемнадцати объектах, наиболее удаленные из которых располагались не далее созвездия Девы. Однако астроному удалось заметить закономерность, на основе которой он в 1929 году сформулировал закон красного смещения, согласно которому скорость удаления от галактики увеличивается вместе с расстоянием. В честь ученого этот закон стали называть законом Хаббла.