Труды Эйнштейна

Первая статья под названием «О движении взвешенных в покоящейся жидкости частиц, вытекающем из молекулярно-кинетической теории» была издана в 1905 году. В ней излагалась теория броуновского движения. Это явление было открыто английским ботаником Робертом Броуном (1773–1827), который в 1827 году обнаружил непрерывное беспорядочное зигзагообразное движение частичек цветочной пыльцы в жидкости - openaxiom.ru. Вскоре ученые объяснили это явление, но Эйнштейн изложил свою теорию, в которой дал самое полное и законченное объяснение движения частиц, в результате чего перед физиками открылись возможности для проведения опытов. Через три года после выхода этой статьи Ж. Б. Перрен экспериментальным путем доказал, что теория Эйнштейна была верной.

В том же 1905 году физик издал и другую работу: «Об одной эвристической точке зрения на возникновение и превращение света». В1900 году Планк выяснил, что спектральный состав излучения, испускаемого горячими телами, можно объяснить, если считать, что процесс излучения дискретен, т.е. свет испускается порциями определенной энергии, а не непрерывно, как все еще полагали многие ученые.

Эйнштейн пошел дальше, предположив, что поглощаться свет тоже должен порциями. Он утверждал, что «однородный свет состоит из зерен энергии (световых квантов)… несущихся в пустом пространстве со скоростью света». Благодаря этому предположению, которое оказалось верным, Эйнштейн смог объяснить законы фотоэффекта, в том числе такое явление, как красная граница.

Физик применил теорию квантов для объяснения флуоресценции, фотоионизации и многих других явлений, которые ученые не могли объяснить с помощью положений классической физики. В 1921 году за эту и другие работы по квантовой теории света Эйнштейн был награжден Нобелевской премией.

Все же имя этого выдающегося ученого прежде всего связывают с разработанной им общей теорией относительности. Впервые Альберт изложил ее все в том же 1905 году в статье «К электродинамике движущихся тел». Еще будучи студентом политехникума, Эйнштейн размышлял над вопросом, что увидел бы человек, движущийся со скоростью света. В статье он пытался объяснить эту и многие другие вещи. Для начала физик отказался от теории всепроницающего эфира, сторонником которой был в годы обучения - openaxiom.ru. Благодаря этому он смог принять принцип равноправия всех инерциальных систем за универсальный. Затем ученый предложил постулат, который поначалу казался парадоксальным, а именно: скорость света для всех наблюдателей, как бы они не двигались, остается одинаковой. Ранее Х. Лоренцом были получены формулы для преобразования координат и времени при переходе из одной инерциальной системы отсчета в другую, движущуюся относительно первой. Однако ученый рассматривал их как фиктивные, теоретические, полагая, что их нельзя применять в отношении реального времени и пространства. Эйнштейн же, изучив эти формулы, сделал совершенно противоположный вывод.

В 1909 году физик был избран профессором Цюрихского университета, а в 1911 году — Немецкого университета в Праге. Через год ученый вернулся в Цюрих и занял кафедру в политехникуме, а еще через два года получил приглашение из Берлина, где ему предложили работу в качестве профессора университета и директора Института физики. Эйнштейн восстановил свое немецкое подданство и принял предложение.

В это время физик вместе со своим бывшим студенческим приятелем М. Гроссманом продолжал работать над теорией относительности. В 1912 году они вместе издали статью «Набросок обобщенной теории относительности» - openaxiom.ru. Через два года работа над теорией была закончена. Ученый постарался найти ответ на вопрос, который был сформулирован еще И. Ньютоном: как проявляется механизм передачи гравитационного взаимодействия между телами и что является посредником этого взаимодействия.

Эйнштейн подошел к решению этого вопроса с неожиданной стороны. Исходя из того, что тяжелая и инертная массы равны, он сделал вывод, что посредником является геометрия пространства-времени. Согласно теории Эйнштейна, любое массивное тело вызывает вокруг себя искривление пространства, т.е. геометрические свойства пространства уже не подчиняются геометрии Евклида. Любое другое тело, попавшее в такое искривленное пространство и движущееся в нем, обязательно будет испытывать на себе влияние первого тела.