Концепция Отто Юльевича Шмидта

Впоследствии ученые стали предлагать принципиально новые гипотезы и теории о происхождении Солнечной системы, разработанные на основе новых астрофизических, космохимических, геологических и метеоритических данных. Самой удачной из них сегодня считается концепция выдающегося советского математика, геофизика, географа Отто Юльевича Шмидта (1891–1956). Многие из его достижений не относятся к астрономии: он являлся руководителем экспедиций на судах «Седов» (1929–1930), «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934), а также воздушной экспедиции по организации дрейфующей станции «СП-1» (1937) - openaxiom.ru. Изданы его труды по высшей алгебре. Шмидт был одним из основателей и главным редактором Большой Советской Энциклопедии, работа над которой продолжалась с 1924 по 1942 год.

В 1944 году он опубликовал свою гипотезу, объясняющую происхождение планет и других тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газопылевого облака.

Космогоническая планетарная гипотеза О.Ю. Шмидта
первый этап — формирование планетезималей

Это облако, по предположению ученого, сформировалось в результате движения Солнца через галактическое пространство. Он не исключал и того факта, что облако может иметь генетическую связь с Солнцем. Позднее были обнаружены пылевые кольца вокруг молодых звезд, которые, как полагают, и являются протопланетными дисками. Это открытие подтвердило гипотезу Шмидта, которая легла в основу современных представлений о возникновении Солнечной системы.

Новые догадки о процессе зарождения Солнца и других звезд высказал астрофизик Виктор Амазаспович Амбарцумян (1908–1996). Согласно его предположениям, в любой части современной Вселенной можно обнаружить остатки сверхплотного первичного вещества, которое, распадаясь, образует группы новых звезд - openaxiom.ru. Он утверждал, что, скорее всего, первичное вещество находится в центральной части галактики, являясь своеобразными областями активности, в которых происходят взрывы, интенсивные истечения и выбросы вещества, приводящие кобразованию молодых звезд.

Амбарцумян не закончил разработку своей гипотезы, поэтому она не объясняла многих процессов. По этой причине она не была официально принята. Однако в последующие десятилетия XX века стало известно об активности ядер у так называемых сейфертовских галактик, очень высокой активности ядер радиогалактик, квазаров и т.д. Все они дают основания полагать, что о гипотезе Амбарцумяна, скорее всего, еще вспомнят.

По такому пути астрономия развивалась на рубеже XIX–XX веков. В начале XX столетия произошла великая научная революция, сильно изменившая многие представления о космосе - openaxiom.ru. Причиной этой революции послужила общая теория относительности и квантовая теория, разработанная выдающимся ученым Альбертом Эйнштейном.