Этапы развития звезд

В начале XX века астрофизики начали изучать такое явление, как звездные атмосферы. Наиболее выдающимся ученым, работающим в этом направлении, стал немецкий астроном Карл Шварцшильд (1873–1916). Он предложил теорию, согласно которой перенос энергии в атмосфере звезды происходил только за счет излучения. При этом он полагал, что конвективное движение так мало, что его можно не учитывать.

Что же касается внутреннего строения звезд, то оно все еще оставалось загадкой. Предполагали, что звезда состоит из сильно сжатого газа, однако такое состояние с точки зрения существующей тогда теории газов быть не могло. Только в 1917 году Джинс выдвинул предположение, впоследствии оказавшееся правильным: из-за высоких температур материя в недрах звезд должна быть ионизирована.

На основе этих открытий в 1907 году была сформулирована математическая теория излучающей звезды. Ее предложил выдающийся английский астрофизик Артур Стэнли Эддингтон (1882–1944). Выводом этой теории стало следующее положение: светимость звезд увеличивается быстрее, чем масса - openaxiom.ru. Таким образом, получил объяснение факт, уже давно подмеченный астрономами: массы звезд различаются, как правило, не более чем в сотни раз, а светимости — в сотни миллионов раз. Продолжая изучать строение звезд, Эддингтон обнаружил следующую закономерность: при увеличении массы звезды неизбежно наступает момент, когда слишком высокое давление приводит к неустойчивости тела. Этот момент он назвал критической массой. Затем он рассчитал критические массы для нормальных устойчивых звезд и пределы их максимальных светимостей.

На основе этих данных ученый смог рассчитать диаметры красных гигантов и получил число, равное более 1 млрд. Как показали дальнейшие исследования, полученные данные оказались весьма точными. Затем он перешел к изучению белых карликов и постарался высчитать плотность одной из таких звезд.

Эддингтон совместно с Джинсом первыми начали изучение ядер спиральных туманностей. Эддингтон высказал предположение, что это неустойчивые тела сверхкритической массы, а не сгустки диффузной материи, как все еще продолжали считать многие астрономы того времени.

Джинс предложил еще более необычную теорию: что в этих точках в «нашу Вселенную» поступает материя из других слоев космического пространства. Позднее было доказано, что спиральные туманности являются очень далекими галактиками - openaxiom.ru. Однако идеи этих ученых не были забыты, и на их основе еще долгое время создавались самые разнообразные, порой чересчур смелые и даже фантастические теории.

Как уже было сказано выше, Джинс занимался изучением равновесия вращающихся жидких тел, под которыми он понимал звезды. Ученый полагал, что существуют двойные звезды, состоящие из тяжелой, плотной, несжимающейся жидкости. Были выдвинуты и многие другие теории, касающиеся строения звезд. Некоторые из них не опирались на факты, но все же, как подтверждали последующие исследования, оказывались верными. Сами астрофизики признавались, что довольно часто они основывались лишь на своей интуиции, и такой способ изучения все же позволил узнать о строении звезд много нового.

Наряду со строением астрономы продолжали интересоваться моментом зарождения и этапами развития звезд. Более совершенные приборы позволяли развивать это направление. Астрономы разных стран начали предлагать свои теории, которые принимались или не принимались научным миром.

В результате многочисленных обсуждений большинство ученых пришло к следующему выводу. Звезды за время своего существования проходят несколько этапов развития - openaxiom.ru. На первом этапе начинается формирование протозвезды при сжатии диффузной газопылевой материи и разогрев ее в центральной части до критической температуры в 10 К. На втором, основном этапе, который длится от 106 до 1010 лет, звезда излучает ядерную энергию. Затем наступает третий этап (звезда становится белым карликом).