Гипотезы эволюции звезд

В 1870 году американский теоретик Г. Лэн предложил свою теорию, согласно которой звезда, изучая энергию, будет не уменьшаться, а увеличиваться в размерах, пока не достигнет определенной плотности, после чего начнется ее медленное остывание. Поначалу эта гипотеза была принята как правильная. Однако ученые забыли о том, что на пять лет раньше немецкий астроном Иоганн Карл Фридрих Цельнер (1834–1882) выдвинул предположение, что белый, желтый или красный цвет звезд указывает на один из этапов их развития.

Свою гипотезу эволюции звезд предложил и Локьер. Опираясь на теорию Лэна, он опубликовал гипотезу, согласно которой звезды имеют восходящий и нисходящий пути развития. На начальном этапе звезда обладает очень небольшой плотностью и ярким цветом. Затем плотность увеличивается, а цвет меняется на белый (как у Сириуса), после чего звезда становится желтой (как Солнце - openaxiom.ru). На последнем этапе звезда остывает, ее плотность уменьшается, цвет меняется на красный, а спектр становится полосчатым. Сравнив спектры звезд, он пришел к выводу, что на каждом из этапов состав звезд меняется.

Поначалу астрономы не приняли теорию Локьера, но через некоторое время появись новые данные, подтверждающие ее. Речь идет об открытии, сделанном американским астрофизиком Генри Норрисом Ресселом (1877–1957) и голландским астрономом Эйнаром Герцшпрунгом (1873–1967). Они обнаружили, что изменение спектра свидетельствует об изменении температуры, а не состава, как думал Локьер. На основе этих данных ученые провели исследование по сравнению спектров, цветов и светимостей звезд.

Результатом этого обширного исследования был неожиданный вывод: практически все звезды можно разделить на две большие группы. В первую группу входили ярчайшие голубые горячие и красные холодные звезды, во вторую — различные по спектру, но близкие по светимости (она получила название «ветвь гигантов»). Впоследствии ученые в течение долгого времени стремились объяснить это явление и понять, как же все-таки происходит развитие звезд.

В начале XX века появились новые данные о строении звезд. Оказалось, что они состоят из вещества, близкого к состоянию идеального газа. В результате все изложенные выше теории потребовали перепроверки.

Ученые продолжили ломать головы, пытаясь построить логичные теории, объясняющие эволюции звезд и источники их энергии. К тому времени уже были открыты радиоактивность и самопроизвольное выделение тепла радиоактивными элементами. На основе этих данных талантливый английский физик-теоретик Джеймс Хопвурд Джинс (1877–1946) предложил теорию внутриатомной природы источника звездной энергии - openaxiom.ru. Джинс издал несколько трудов по кинетической теории газов и теории теплового излучения. Кроме того, он изучал фигуры равновесия вращающихся жидких тел, строение и эволюцию звезд, галактик и туманностей.

В 1905–1909 годах он вывел закон излучения, устанавливающий распределение энергии в спектре абсолютно черного тела в зависимости от температуры. В 1900 году его независимо от Джинса сформулировал Рэлей, поэтому сегодня он называется законом Рэлея-Джинса. Занимаясь изучением строения звезд, ученый высказал предположение, что источник звездной энергии имеет внутриатомную природу. Дальнейшие исследования показали, что его гипотеза была правильной - openaxiom.ru. Сначала он распространил на все звезды идею излучения за счет радиоактивности, при котором в излучение переходило около 1/4000 массы вещества. При этом возраст возможного существования звезды типа Солнца увеличивался до 1011 лет. Однако этот срок все еще оставался сравнительно небольшим. Сам Джинс делал попытки определить возрасты звезд Вселенной и получил число, равное 1013 годам.

Затем ученый предположил, что при взаимодействии протонов и электронов происходит аннигиляция, в результате чего материя звезды с течением времени полностью переходит в излучение. После того как Эйнштейн открыл свой закон превращения вещества в энергию, Джинс получил возможность подсчитать, что Солнце могло бы излучать энергию в течение 1013 лет.

Вскоре были получены новые данные, в результате чего теория появлении аннигиляции была признана неверной - openaxiom.ru. Однако впоследствии астрономы использовали ее как основу при создании своих гипотез, объясняющих эволюцию звезд.