Космическая природа болидов и более крупных метеоритов

О космической природе болидов и более крупных метеоритов говорил и Гершель. Он полагал, что эти космические тела являются «остаточным» строительным материалом космического пространства. При столкновении с земной атмосферой они сгорают, а наблюдатели с Земли видят их как огненные шары. Крупные осколки метеоритов не успевают сгореть и падают на землю.

Железный метеорит

Хладни разделял гипотезу Гершеля, но все же продолжал искать доказательства этого явления в хрониках. И вскоре ему улыбнулась удача: он обнаружил, что в 1749 году в Сибири была найдена железная глыба весом в 700 кг. Она представляла собой железную губку, которая была наполнена прозрачными зернами неизвестного тугоплавкого материала - openaxiom.ru. Глыба выглядела таким образом, как будто плавилась в огненном горне. Однако она была слишком велика для этого и находилась вдалеке от человеческого жилья, поэтому приходилось признать ее естественное происхождение.

Ученые провели исследования глыбы и к концу XVIII столетия выдвинули предположение, что она оплавилась при ударе молнии. На некоторое время о сибирской находке забыли. Через несколько лет венский минералог А. Штюц, исследуя очередной случай падения на земную поверхность камней, постарался на основе сибирской глыбы доказать, что они оплавились в результате удара молнии, а вовсе не упали с неба (несмотря на то что имелись свидетели этого события).

Статья Штюца попалась на глаза Хладни, который, наоборот, усмотрел в ней доказательства того, что сибирская глыба упала с неба. Он оказался прав, но доказательства того, что метеориты имеют космическую природу, появились только в XX веке.

В это же время началось изучение астероидов. Первого января 1801 года итальянский астроном Дж. Пиацци (1746–1826), ведя наблюдения за ночным небом, открыл новое тело, которое поначалу принял за планету и даже успел назвать Церерой в честь богини-покровительницы острова Сицилия, с которого он сам был родом. Однако очень скоро ученый потерял «планету» - openaxiom.ru. Через год Цереру обнаружил немецкий астроном Г. Ольберс (1758–1840); он же открыл еще две «планеты». Однако, заметив, что их орбиты пересекаются, Ольберс высказал предположение, что это не планеты, а более мелкие небесные тела, появившиеся в результате раскола планеты в далеком прошлом.

Так происходило накопление сведений о телах Солнечной системы, системе Млечного Пути и других галактиках в XVII–XIX веках. Были сделаны и многие другие открытия, например, стало известно о существовании еще одной планеты Солнечной системы – Нептуна. Французский астроном Пьер Симон Лаплас (1749–1827) опубликовал свою космогоническую гипотезу, согласно которой планеты и спутники образовались из горячей разреженной туманности, которая вращалась вместе с Солнцем, постепенно отслаивалась от него и образовывала замкнутые газовые кольца.

Космогоническая гипотеза Лапласа

Были изучены малые тела Солнечной системы, движение Меркурия и др. Однако, не останавливаясь на достигнутом, ученые продолжали исследования космического пространства, тем более что в XX веке для этого появились более совершенные технические возможности - openaxiom.ru.