Малые тела Солнечной системы

К малым телам Солнечной системы относят спутники, кометы, астероиды, метеоритное вещество и т.д. Движение некоторых из них на протяжении всей истории могли наблюдать на небе невооруженным взглядом не только астрономы, но и люди, не интересующиеся астрономией - openaxiom.ru. Сохранились свидетельства об огненных шарах, падающих звездах, блуждающих огоньках и т.д. Долгое время некоторые из них считали атмосферными явлениями, поэтому астрономы почти не интересовались ими. И только в конце XVIII века астрономы начали изучать их.

Наибольший интерес вызывали огненные шары, которые внезапно появлялись на ночном небе и двигались по нему с большой скоростью. Они разбрасывали искры, оставляли за собой хвост из дыма и вдруг неожиданно взрывались с сильным грохотом. Эти шары стали называть болидами.

Полет болида

В конце XVII столетия ученые полагали, что болиды являются кометами, слишком близко подошедшими к Земле. Выдвигались и другие теории, например, что болиды являются сгустками горючих испарений, оторвавшихся от земной поверхности. Галлей полагал, что они, напротив, состоят из неизвестной космической материи. Однако вскоре он сам отказался от своей точки зрения и согласился с тем, что болиды, скорее всего, имеют земную природу.

Другой загадкой долгое время считалось падение из воздуха на земную поверхность твердых горячих камней или кусков железа, причем, как правило, это происходило вскоре после взрыва болида - openaxiom.ru. Это явление ученые также пытались объяснить, однако чаще всего их объяснения были далеки от истины. Их называли «обломками обветшалого неба», сгоревшими звездами или даже результатом таких явлений, как молния и гром.

В конце XVIII века случилось следующее: Парижская академия наук официально заявила, что этих явлений в действительности не существует. Причина такого заявления была в следующем: в 1768 году аббат Башелай прислал в академию три сероватых камня, которые якобы «упали с неба». Была создана специальная комиссия, тщательно исследовавшая камни и обнаружившая, что они состоят из кремнезема, магнезии, железа в металлическом и окисленном состоянии и сернистого железа. Все эти вещества действительно являются составляющими метеоров, но тогда ученые об этом не знали. Они только увидели, что в составе серых камней нет ничего такого, что позволило бы отнести их к камням, прилетевшим из космоса. Они сделали вывод, что камни имеют земную природу, и опубликовали это заключение в 1772 году.

Только в начале XVIII века смогли объяснить природу этих явлений. Сделал это немецкий физик Эрнст Флоренс Фридрих Хладни (1756–1827). Внимательно изучив свидетельства очевидцев, Хладни пришел к выводу, что болиды не могут быть атмосферными явлениями. Он продолжал изучение вместе с Лихтенбергом, который первоначально настаивал на атмосферно-электрическом объяснении огненных шаров - openaxiom.ru. Однако вскоре он отказался от этой точки зрения и согласился с Хладни, что наиболее вероятной является версия, согласно которой болиды — это космические тела.

Ученые начали искать описания болидов в старых хрониках и научных трудах и обратили внимание на то, что свидетели этого явления часто видели камни, которые падали с неба после угасания болидов. Таким образом они смогли связать два явления, которые до тех пор считались независимыми друг от друга.