Реальная проницающая сила телескопов и продолжение наблюдений

Научившись высчитывать параллаксы звезд, Струве не остановился на достигнутом. Благодаря его усилиям с 1832 года недалеко от Санкт-Петербурга начала функционировать Пулковская обсерватория. Струве до конца жизни занимал в ней должность директора, продолжая изучать Галактику - openaxiom.ru. За время его руководства были составлены точные каталоги звезд и проведен их анализ, который дал следующие результаты: было точно определено, что звезды системы Млечного Пути более плотно располагаются по мере приближения к плоскости Галактики, а в ее пределах — по направлению к центру. В 1847 году Струве издал работу «Этюды звездной астрономии», в которой изложил эти данные.

Ученый первым заметил, что реальная проницающая сила телескопов, сконструированных Гершелем, получается меньше той, какая должна бы быть в том случае, если бы свет звезд становился слабее только за счет их удаленности. Из этого наблюдения ученый сделал неожиданный, но верный вывод: свет поглощается мировым пространством. Кроме того, он впервые постарался оценить величину этого поглощения.

В 1845 году появился новый мощнейший 6-футовый телескоп-рефлектор (с этого момента эта цифра стала являться характеристикой диаметра зеркала, а не длины трубы, как было до сих пор). Этот прибор сконструировал и построил ирландский астроном Уильям Парсонс (1800–1867). После первых же наблюдений за звездами сразу стало ясно, что гипотеза Гершеля о том, что туманности являются одним из этапов формирования новых звезд, неверна. Внимательно изучив туманности, ученый обнаружил, что многие из них имеют спиральную структуру - openaxiom.ru. Первым объектом его изучения стала звездная система М51, «Водоворот Росса», названная в честь Парсонса, который имел титул — граф Росс, лорд Оксмантаун.

«Водоворот Росса»

Вскоре астроном заметил спиральную форму еще у двенадцати звездных систем. Поначалу его открытие показалось другим ученым фантастикой, вымыслом, даже несмотря на рисунки, которые выполнил Парсонс по результатам своих наблюдений. Однако вскоре американский астроном Д. Э. Килер (1857—1900), а затем и многие другие подтвердили результаты наблюдений Парсонса - openaxiom.ru. Причем не только были открыты и сфотографированы новые системы спиральной формы, но и доказано их вращение, о существовании которого говорил и сам Парсонс.

В последующие годы на основе этих открытий было построено множество гипотез о природе звездных систем, о силах, влияющих на происхождение спиралей, и т.д.