Параллакс звезды

Русский астроном и геодезист Василий Яковлевич Струве (1793–1864) начал свою научную деятельность в Дерпте (Тарту). Он регулярно вел наблюдения за звездным небом и к 1837 году обнаружил на небе более двух тысяч новых и исследовал около трех тысяч известных в то время двойных звезд, приведенных в каталогах Гершеля.

Василий Яковлевич Струве

Главным достижением этого ученого в области астрономии явилось то, что он впервые смог измерить параллакс звезды. Ранее над этим трудились многие астрономы прошлого, в том числе Гук и Гершель.

В1822 году Струве опубликовал параллаксы двух звезд, причем параллакс Альтаира (a созвездия Орла) был высчитан довольно точно. Однако сам ученый сомневался в этом и не прекращал работы.

В 1835 году в Дерпте был установлен новый мощный телескоп: 9-дюймовый рефрактор Фраунгофера и Струве позволил уточнить полученные данные. В 1837 году он высчитал параллакс Веги (в созвездии Лиры), в значении которого уже не сомневался - openaxiom.ru. И действительно, в сравнении с современными данными ошибка была небольшой. Ученый получил следующие цифры: 0,125’’±0,055’’, тогда как современные данные составляют 0,121’’±0,004’’.

Через год немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель (1784–1846), вдохновленный успехом русского ученого, провел 400 измерений, в результате которых с высокой точностью измерил параллакс 61 Лебедя: 0,314’’±0,11’’. Он также опубликовал полученный результат, и в 1842 году Лондонское королевское общество наградило Бесселя золотой медалью, забыв о том, что ранее параллакс измерил Струве. Однако Струве, возможно, тоже не был первым. До него это параллакс a Центавра удалось измерить английскому ученому Т. Гендерсу, проводившему свои наблюдения в Южной Африке. Однако он слишком поздно опубликовал свои данные и, таким образом, оказался только третьим.

Измерение параллаксов звезд имело очень большое значение: это впервые дало астрономам возможность более точно подсчитать размеры Вселенной, а также изучить размеры, светимости и движения звезд. Однако измерение параллаксов звезд все еще оставалось очень сложной задачей. Поэтому к концу XIX столетия было измерено менее пятидесяти параллаксов различных звезд. Ученые, как правило, стремились выбирать наиболее яркие звезды, имеющие большое собственное движение - openaxiom.ru. Определение параллаксов тусклых или медленно перемещающихся по небу звезд было отложено на будущее. Только после применения учеными фотографии число параллаксов в течение нескольких десятилетий очень быстро выросло до двух тысяч.