Ячеисто-филаментарная структура Вселенной

В наши дни астрономы пришли к выводу, что Вселенная имеет ячеисто-филаментарную структуру. Согласно современным представлениям, звездные системы и их скопления объединяются в сверхскопления, соединенные в филаменты (узкие длинные «волокна»), которые переплетаются между собой, образуя в местах пересечения (узлах) наиболее крупные скопления галактик (более подробно об этом будет рассказано далее). Таким образом, становится видно, что гипотеза Гершеля, довольно смелая для своего времени, была наиболее верной.

Однако в XVIII веке догадкам астронома не было уделено внимание, и в следующем столетии туманности рассматривались как элементы иерархии пространства Вселенной.

Накопив огромный материал, Гершель построил свою космогоническую концепцию. Он сравнил Вселенную с огромным садом, в котором происходит одновременное зарождение, развитие и угасание самых различных растений, т.е. звезд и целых звездных скоплений - openaxiom.ru. Ученый предложил исследовать внешние формы объектов, что могло способствовать изучению их эволюционного развития. Такой способ позднее стал широко распространенным и был назван морфологическим.

В 1791 году он высказал предположение, что не все туманности являются большими скоплениями звезд, т.к. имеют почти правильную круглую форму и однородную яркость за исключением центра, в котором довольно часто имелась яркая точка. Такова, например, туманность в созвездии Лиры (NGC1514). Можно считать ее состоящей из большого количества мелких и слабых звезд. В таком случае яркая точка в центре — не звезда, а неизвестный науке объект, имеющий несоизмеримо большие размеры и яркость по сравнению с окружающими их звездами.

Более внимательно изучив подобные туманности, Гершель высказал предположение, что центральный объект является звездой, а остальная часть туманности представляет собой неизвестную пока диффузную материю, которую звезда притягивает к себе (отсюда и правильная сферическая форма - openaxiom.ru). Он объяснил это явление зарождением новой звезды из диффузного вещества. В период с 1791 по 1811 год вышла его серия статей, в которых ученый описал эту звездно-космогоническую теорию.

Далее исследования Гершеля пошли по ложному пути, так как он назвал многие млечные туманности с одной или несколькими яркими точками формирующими звездами или звездными системами, что было неверно. Однако в последние годы жизни ученый отказался от такой точки зрения, признав, что многие из подобных объектов все же следует считать млечными туманностями.

На протяжении всей жизни, начиная с изготовления первого телескопа, Гершелю в его научных исследованиях помогали сестра Каролина и брат Александр, а позднее — и сын Джон. Каролина Гершель (1750—1848) также совершила множество открытий. Она изучила астрономию, математику, а затем самостоятельно обрабатывала результаты наблюдений Вильяма - openaxiom.ru. Сестра ученого занималась изданием каталогов туманностей и звездных скоплений своего брата. Кроме того, Каролина сама открыла четырнадцать туманностей и восемь комет. За свои заслуги она была избрана почетным членом Лондонского королевского астрономического общества и Ирландской королевской академии.

После смерти Вильяма Гершеля астрономы разных стран продолжили наблюдения за скоплениями звезд и туманностями. Самыми выдающимися учеными XIX века стали Джон Гершель, В.Я. Струве и В. Парсонс.