Многочисленные звездные скопления

В 1785 году после долгих наблюдений Гершель сделал правильный вывод, что наша звездная система, в которую входит и Солнце, не бесконечна, а является одним из таких же многочисленных звездных скоплений. Несмотря на недостаточную мощность телескопов, он уже понимал, что Галактика имеет сплющенную форму.

Форма Галактики
а — сечение; б — неравномерность распределения звездных туманностей

После проведенных наблюдений Гершель и другие ученые начали осознавать, что размеры всей Галактики неизмеримо больше размеров Солнечной системы и области звезд, видимых невооруженным глазом с Земли - openaxiom.ru. Решено было принять расстояние от Солнца до Сириуса за единицу; в таком случае, размеры Галактики, по приблизительным, заниженным подсчетам составляли 580х200 единиц, в то время как звезды, видные невооруженным глазом, расположены всего лишь в пределах 7 единиц.

Ученый предпринимал попытки определить размеры туманностей и расстояния до них. Он же первым ввел классификацию галактик, разделив их на круглые (шаровые скопления) и овальные (млечные). Именно Гершель, допустив существование многих «млечных путей», предложил писать название нашей галактики — Млечный Путь — с большой буквы.

Гершель считал себя верующим человеком, однако многочисленные открытые им галактики, по признанию самого ученого, возникли, скорее всего, миллионы лет назад. Таким образом, текст Священного Писания, в котором говорилось, что весь мир был создан 6 тысяч лет назад, сам собой опровергался.

Продолжая вести регулярные наблюдения, астроном обнаружил тела, которых не видел ранее: двойные, кратные и соединенные перемычками звезды. Он выдвинул предположение, что они являются сравнительно молодыми, формирующимися звездными системами - openaxiom.ru. Его открытие не произвело на астрономов того времени должного впечатления и вскоре было забыто. Только в середине XX столетия Б. А. Воронцов-Вельяминов заново открыл взаимодействующие галактики, подтвердив таким образом предположение Гершеля.

Астроном много времени потратил на изучение огромного количества открытых им туманностей и в 1784 году сформулировал некоторые их закономерности. Он отметил, что туманности, как правило, скапливаются, располагаясь как можно более компактно. Подобные скопления объединяются в пласты, зачастую имеющие огромную протяженность. Одному из подобных крупных пластов он дал название «Пласт Волос Вероники». Он имел вытянутую форму и протягивался перпендикулярно к Млечному Пути через созвездия Девы, Большой Медведицы, Андромеды и некоторые другие. Гершель высказал предположение, что «пласт Волос Вероники» может, как и Млечный Путь, кольцом протягиваться через все небо.

В 1953 году Ж. Де Вокулер доказал предположение Гершеля: он обнаружил, что этот пласт является северной частью пояса, состоящей из множества ярких галактик - openaxiom.ru. Он назвал его «Млечным Путем галактик», т.е. экваториальной зоной Сверхгалактики, включающей десятки тысяч звездных систем.

В отличие от Канта и Ламберта Гершель, открыв множество новых тел и скоплений тел на небе, не предлагал никакой иерархии. Он высказал догадку, что огромные пласты туманностей, включающие многочисленные звездные системы и даже отдельные звезды, могут простираться на громадные расстояния и даже пересекаться друг с другом в необъятном космическом пространстве.