Открытие планеты Уран

Тринадцатого марта 1781 года Гершель в очередной раз направил телескоп на звездное небо и заметил небесное тело, которое выглядело значительно больше остальных звезд. Ученый сделал предположение, что это комета, приближавшаяся к Земле. Он сообщил о своем открытии другим астрономам и продолжил наблюдения - openaxiom.ru. И только через несколько месяцев петербургский академик А.И. Лексель и парижский академик П. Лаплас вычислили орбиту этого небесного тела и пришли к выводу, что Гершель открыл новую планету, располагавшуюся за Сатурном.

Благодаря открытию этой планеты, которая во много раз превышала размеры Земли и находилась на расстоянии 3 млрд. км от Солнца, астрономы смогли осознать, что Солнечная система имеет гораздо большие размеры, чем считалось ранее.

Гершель приобрел известность во всех научных кругах. В декабре того же года он был избран членом Лондонского королевского астрономического общества и награжден золотой медалью. Кроме того, астроному была присвоена степень доктора Оксфордского университета.

Открытие новой планеты, которая впоследствии была названа Ураном, дало Гершелю возможность продолжать свои астрономические исследования: английский король Георг III в 1782 году назначил его на должность королевского астронома и приказал выплачивать ежегодно 200 фунтов жалованья, а также предоставил все необходимое для постройки обсерватории в Слоу, неподалеку от Виндзора.

Гершель продолжал вести конструкторские работы по усовершенствованию телескопов, что давало ему возможность видеть на небе то, чего не видели другие - openaxiom.ru. Через некоторое время астроном обнаружил два спутника Урана, а затем — два спутника Сатурна. Изучая полярные шапки Марса, он заметил, что они подвержены сезонным изменениям.

Изменение формы полярных шапок на Марсе

Внимательно рассмотрев полосы и пятна на Юпитере, ученый выдвинул правильное предположение, что их изменение объясняется появлением облаков в атмосфере.

Облака на Юпитере

Среди его достижений можно назвать довольно точное измерение периода вращения Сатурна, а также открытие движения Солнечной системы в космическом пространстве, происходящего по направлению к созвездию Геркулеса. Изучая спектры звезд, Гершель обнаружил различное распределение их яркости. В 1800 году при изучении спектра Солнца он открыл инфракрасные лучи.

Гершель разработал программу, согласно которой за небом должны вестись регулярные и подробные наблюдения. Их целью являлось изучение строения и развития Вселенной в пределах Галактики, а возможно, и дальше - openaxiom.ru. Сам он в последующие годы обнаружил более 2,5 тысячи новых небесных объектов, которые принял за туманности (80% из них, как выяснилось позднее, являлись галактиками).

Разделив небо на квадраты, ученый предпринял попытку подсчитать количество звезд к каждом из них, надеясь таким образом по большей или меньшей их плотности определить, как далеко в этом районе простирается Вселенная. Он обнаружил участки, на которых плотность звезд была чрезвычайно высокой, и пришел к убеждению, что там звезды простирались чрезвычайно далеко в глубь космического пространства.