Тайны галактик

В конце XVIII столетия астрономы начали интересоваться устройством звездной системы - openaxiom.ru. К этому времени уже были изобретены и неоднократно усовершенствованы телескопы-рефракторы, позволявшие вести подобные наблюдения.

Устройство телескопа-рефрактора

Закон всемирного тяготения был открыт уже давно, оставалось применить его для необъятного космического пространства, а для этого нужны были факты. Их сбором занимались астрономы второй четверти XVIII века, среди которых главной фигурой считается Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель (1738–1822).

Вильям Гершель

Вильям (Вильгельм) Гершель родился в Ганновере. Его отец, Исаак Гершель, был гобоистом ганноверской гвардии и образованным человеком. Он дал сыну хорошее образование: Вильгельм изучал математику, философию и астрономию, склонность с которой почувствовал еще в юности - openaxiom.ru. Вскоре у Гершеля младшего обнаружились большие способности к музыке. В возрасте четырнадцати лет он был принят в полковой ансамбль.

Гершель прослужил в армии четыре года, а затем переехал в Англию и поселился там, изменив имя Вильгельм на Вильям. Первое время он зарабатывал на жизнь тем, что переписывал ноты. Затем начал давать уроки и через несколько лет уже был широко известен не только как прекрасный преподаватель, но и талантливый исполнитель и дирижер. Однако наукой он интересовался больше, чем музыкой. Гершель не потерял желания изучать Вселенную и с нетерпением ждал того времени, когда снова сможет заниматься астрономией.

Как только у него появились деньги, он приобрел «Полную систему оптики» Смита, «Астрономию» Фергюсона и другие сочинения, вышедшие к тому времени, и принялся внимательно изучать их. В 1773 году астроном приобрел небольшой телескоп. Однако его фокусное расстояние составляло всего 75 см, т.е. увеличение было небольшим и не давало Гершелю возможности наблюдать многие явления - openaxiom.ru. Ученый не мог приобрести большой телескоп и решил изготовить его самостоятельно. Он приобрел необходимые инструменты, материал, а затем сам отлил и отшлифовал зеркало, а также выполнил рефлектор с фокусным расстоянием около 1,2 м.

Эта работа оказалась очень тяжелой из-за того, что ему пришлось шлифовать зеркало вручную. Процесс должен был продолжаться непрерывно, так как в противном случае могло ухудшиться качество шлифовки, поэтому Гершель работал по 10–12 часов в сутки. Однажды, во время плавления заготовки, взорвалась печь, и труды Гершеля чуть было не пропали даром.

Его старания по изготовлению телескопа увенчались успехом: сделанные им зеркала имели очень высокое качество. В 1775 году ученый впервые использовал свой телескоп для наблюдения за небесными явлениями. В последующие годы Гершель продолжал давать концерты, но одновременно занимался изготовлением зеркал для телескопов и регулярно вел астрономические наблюдения - openaxiom.ru. Он поделил звездное небо на квадраты и внимательно изучал каждый из них. Возможно, такой способ ведения наблюдений и помог ему сделать значительное открытие в астрономии.