Уровни Вселенной по Ламберту

Ламберт уже давно интересовался возникновением и развитием Вселенной. Еще в работу «Фотометрия» он включил главу «О блеске неподвижных звезд и их расстояниях», в которой описал свои предположения. Он представлял Млечный Путь как скопление большого количества звезд, вращавшихся вокруг центра.

В «Космогологических письмах» ученый изложил свою концепцию более подробно. Он был уверен в том, что Вселенную можно условно разделить на три уровня. Первый уровень включает планету со спутниками, если они есть, второй — Солнце и другие звезды с обращающимися вокруг них планетами, третий — Млечный Путь и другие звездные системы. К ним он относил и туманности, которые считал большими скоплениями звезд - openaxiom.ru. Между вторым и третьим уровнями астроном выделил один промежуточный уровень, к которому отнес участки Млечного Пути, в которых звезды расположены наиболее плотно. К этому уровню ученый относил все звезды, доступные для наблюдений с Земли.

Каждый уровень, согласно концепции Ламберта, находился в постоянном движении, т.е. обращался вокруг своего центра тяжести. Он высказал предположение, что центрами систем обязательно должны являться небесные тела (звезды). Однако ученый первым допустил возможность того, что центральная часть, может быть, и не занята материей. Таким образом, первый уровень переходит во второй, второй — в третий, который также находится в движении, обращаясь вокруг неподвижного центра.

Известно, что Ламберт не высказывал предположений, основанных на догадках или интуиции. На протяжении всей своей жизни он стремился к максимальной точности и строгости в исследованиях, предлагая ту или иную гипотезу, опирался только на конкретные факты - openaxiom.ru. Благодаря этой точке зрения ученый смог сделать множество важных открытий.

Однако он утверждал, что человек не имеет возможности для изучения Вселенной, поэтому всевозможные гипотезы о ее происхождении, строении и развитии останутся только догадками.

Ламберт сделал первую попытку оценить сжатие звездной системы Млечного Пути, однако получил результат, гораздо больший действительного: 1/10000. Ученый сделал вывод, что система таких громадных размеров не может сохранять свою форму долгое время и поэтому постоянно изменяется.

Кроме того, этот талантливый астроном опубликовал множество прогнозов, которые исполнились в самом скором времени. Как и предполагал Ламберт, были открыты тысячи новых туманностей; правда, сначала они были названы новыми «млечными путями», находящимися на огромном расстоянии от Земли, и, как выяснилось впоследствии, для части туманностей это предположение было верным - openaxiom.ru. Кроме этого, было открыто собственное движение Солнца, а также двойных и кратных звезд. Кстати, понятие «двойная звезда» впервые было введено Ламбертом.

Некоторые из прогнозов Ламберта ученые смогли подтвердить только через столетие или даже позднее. К ним относится, например, утверждение, что по небольшим возмущениям в движении небесного тела можно обнаружить другое, массивное, но не видимое с Земли небесное тело. Только в XIX веке таким способом были обнаружены спутники Сириуса и Порциона, а также планета Нептун.

В заключение Ламберт высказал предположение, что в космическом пространстве возможно существование сверхплотных тел. Оно подтвердилось открытием белых карликов, а затем нейтронных звезд.

Внимательно изучив прогнозы Ламберта, другие ученые пришли к выводу о возможном существовании «черной дыры». В 1783 году эту идею высказал Дж. Митчел, а через девять лет, независимо от него, — П. С. Лаплас.

Таким образом, в середине XVIII столетия астрономы знали, что Вселенная имеет огромную протяженность. Строение ее представлялось очень сложным, особенно после сделанных открытий планет, далеких звездных систем и туманностей.