Концепция бесконечного развития беспредельной иерархической Вселенной

Вопрос о возникновении движения планет на долгое время остался открытым. Впоследствии астрономы при разработке космогонистических гипотез рассматривали туманность уже движущейся.

Во второй части сочинения Кант изложил свою концепцию бесконечного развития беспредельной иерархической Вселенной. Он представлял эту иерархию как сверхсистему и как общий центр тяготения (по предположению ученого, на Сириусе). Кант полагал, что Вселенная имела свое начало, но развиваться будет до бесконечности - openaxiom.ru. Под развитием он понимал постоянное образование новых систем из диффузной газово-пылевой материи, которые должны располагаться все дальше и дальше от центра. Таким образом с течением времени космическое пространство должно расширяться и увеличиваться по массе.

Однако при изложении этой гипотезы Кант не смог объяснить все происходящие во Вселенной явления естественными причинами. Он полагал, что только Бог мог создать космическое пространство, заполненное диффузной газово-пылевой материей, из которой впоследствии под действием естественных причин развивались все новые и новые системы. Кроме того, Кант предполагал возможность разрушения и гибели старых центральных систем. На их месте, по мнению философа, должны были зарождаться новые молодые звезды. Этот процесс, согласно его гипотезе, должен происходить следующим образом: планеты или кометы падают на остывшие солнца и те снова разгораются. При этом материя от высокой температуры распадается на элементы, из которых и формируется новая планетная система.

Третья часть сочинения Канта также была посвящена астрономии и носила название «Содержащая в себе основанный на закономерностях природы опыт сравнения обитателей различных планет». В ней впервые была изложена точка зрения на возможность жизни на других планетах. При ее написании философ, естественно, не мог опираться на факты. Тем не менее он попробовал описать физические условия, при которых возможно возникновение жизни: температуру, плотность вещества, силу тяжести. В результате этих исследований он сделал вывод, что Венера и Юпитер пригодны для жизни - openaxiom.ru. Это утверждение противоречило с распространенной в то время идеей, что все звезды, планеты и даже кометы космического пространства заселены существами. Кант же утверждал, что звезды и кометы необитаемы, и, скорее всего, далеко не на всех планетах можно обнаружить жизненные формы.

Третья теория была предложена талантливым немецким ученым-энциклопедистом Иоганном Генрихом Ламбертом (1728–1777). Он интересовался многими отраслями науки, но главные его достижения относятся к физике и астрономии.

В 1760 году был издан труд Ламбертона «Фотометрия», в котором он изложил теоретические физические основы одного из главных методов наблюдательной астрономии. Он обнаружил, что яркость идеально рассеивающей свет (диффузной) поверхности не зависит от направления (это положение было названо законом Ламберта - openaxiom.ru). Ученый сформулировал основной закон фотометрии об экспоненциальном ослаблении потока монохроматического света в поглощающей среде. Одновременно этот закон был открыт еще двумя учеными, поэтому сегодня его называют законом Бугера — Ламберта — Бэра. Единица яркости рассеивающей свет поверхности стала называться именем Ламберта.

После открытия этих законов ученый занялся решением прикладных задач астрономии и геофизики. В частности, он довольно точно оценил ослабление света в атмосфере Земли и яркость Луны. Кроме того, Ламберт первым, используя фотометрический анализ, определил высоту атмосферы Земли и изучил такое явление, как сумерки. В заключение он сделал попытку измерить расстояния до звезд и получил довольно точные данные. В частности, расстояние до Сириуса ученый определил почти в 8 св. лет (согласно современным данным, оно равняется 87 св. годам).

Через год после выхода первой работы он издал небольшую брошюру под названием «Исследование по определению орбит планет». Эти небесные тела более других интересовали Ламберта, т.к. он, как и многие другие ученые XVIII столетия допускал мысль, что на них возможна жизнь - openaxiom.ru. Он высказывал предположение, что в будущем, возможно, кометы будут использоваться как обсерватории, бороздящие бескрайнее космическое пространство. В этой же брошюре он изложил метод расчета орбит комет, которые можно было бы применять в тех или иных случаях.

Главным трудом Ламберта стали «Космогологические письма об устройстве мироздания», опубликованные в том же году. В первой части этого большого сочинения ученый изложил известные ему сведения о кометах. Вторая часть посвящена концепции иерархической Вселенной.