Первая космогоническая гравитационная концепция эволюционирующей Вселенной

Концепция включает две части; наибольшее распространение получила вторая часть, в которой Кпнт изложил «небулярную» (газовую) гипотезу. Это название недостаточно точно отражает суть гипотезы. Более правильно было бы назвать ее метеорной или пылевой. Он привел ее в трактате «Всеобщая естественная история и теория неба», который был закончен в 1755 году. Однако опубликовать работу сразу Кант не смог - openaxiom.ru. Он договорился с издательством, которое вскоре обанкротилось, и работа осталась неопубликованной. Через восемь лет вышло краткое изложение трактата, не замеченное в научном мире.

Только в конце XVIII века ученик Канта, И. Гензихен, смог опубликовать гипотезу возникновения Солнечной системы и другие выдержки из трактата, дополненные примечаниями Канта. В этой же брошюре Гензихен привел результаты наблюдений английского астронома У. Гершеля, который внес огромный вклад в развитие астрономии. Он регулярно проводил наблюдения за небом, изучал туманности, звездные скопления, двойные звезды. В 1781 году Гершель открыл планету Уран, через шесть лет — два его спутника, а еще через два года — два спутника Сатурна. Кроме того, он предложил первую модель Галактики (более подробно о его достижениях будет рассказано далее). Исследования Гершеля подтверждали многие из гипотез Канта.

К середине XVIII столетия сформировались три гипотезы, объясняющие устройство Вселенной. Они были предложены Т. Райтом, И.Кантом и И. Г. Ламбертом. Гипотеза Райта была приведена выше; она являлась как бы наброском, который послужил толчком для создания двух других гипотез.

Как уже было отмечено, Кант, прежде чем объяснить устройство Вселенной, привел обширные выдержки из сочинений Райта. Но, в отличие от него, Кант утверждал, что Вселенная подчинена строгой иерархии. Причинами ее возникновения должны были послужить естественные механические силы притяжения и отталкивания - openaxiom.ru. Исходя из этого он попытался объяснить развитие Вселенной на всех ее уровнях, от единичной планеты до Солнечной системы и туманностей. В небольшой первой части сочинения Канта под названием: «Очерк системы неподвижных звезд, а также о многочисленности подобных систем неподвижных звезд» приводится космогологический аспект гипотезы. Причем в самом начале Кант оговаривается, что термин «неподвижные звезды» следует понимать условно, т.к. ранее было доказано, что все звезды находятся в движении.

Далее он высказывает предположение о существовании связи между различными телами. В каждой строчке чувствуется восхищение известного философа строгим порядком Вселенной: «Если же обширность планетного мира, в котором Земля кажется малой песчинкой, повергает ум в изумление, то каким восторгом проникается он при созерцании бесчисленного множества миров и систем, заполняющих Млечный Путь; но насколько возрастает это изумление, когда узнаешь, что все эти необъятные звездные миры в свою очередь составляют единицу того числа, конца которому мы не знаем и которое, быть может, столь же непостижимо и велико и тем не менее само составляет лишь единицу нового соединения чисел… Здесь нет конца, здесь бездна подлинной неизмеримости, перед которой бледнеет всякая способность человеческого понимания, хотя бы и подкрепленного математикой». Эти слова Канта можно считать гимном необъятным просторам космоса.

Кант предложил свою теорию не как философ, а как естествоиспытатель, осознававший, что она требует экспериментальной проверки. Он писал, что в скором будущем, возможно, откроют новые планеты Солнечной системы, двойные звезды (в то время Уран еще не был открыт; вскоре Гершель подтвердил предположения Канта).

Первоначально он предложил свою космогоническую гипотезу только в применении к нашей Солнечной системе, а через некоторое время вышло его новое сочинение - openaxiom.ru. В первой его части, носящей название «О первоначальном состоянии природы, образовании небесных тел, причинах их движения и связи их между собой как звеньев системы, в частности, в мире планет, а также с точки зрения всего мироздания», была изложена концепция, объясняющая возникновение Вселенной.