Вопрос о возникновении звезд

Известно, что вопросом о возникновении звезд интересовался еще Ньютон. Он предложил теорию, согласно которой звезды возникли в результате сгущения первичной разреженной материи из-за неравномерного распределения плотности - openaxiom.ru. Он же заметил, что объединение тел в системы является неслучайным. Однако Ньютон не мог объяснить того, что планеты Солнечной системы движутся по орбитам, и вынужден был заявить, что здесь не обошлось без божественного вмешательства.

Первым это явление попытался разъяснить современник и сотрудник выдающегося ученого, В. Уистон (1667–1752). Он делал попытки объяснить возникновение Земли как планеты или хотя бы зарождение на ней жизни, не прибегая к религии. Теория Уистона была довольно оригинальной: он полагал, что поначалу Земля являлась кометой и вращалась вокруг Солнца по той же орбите, что и сейчас. Затем произошло ее столкновение с другой кометой, из-за чего Земля начала вращаться и еще вокруг своей оси.

Однако эта теория также опиралась на сведения, почерпнутые из Священного Писания. Уистон полагал, что при столкновении комета «накрыла Землю парообразным хвостом», наказав людей за их грехи - openaxiom.ru. Из-за этого столкновения и начался Великий потоп. Свои идеи он изложил в работе «Новая теория Земли от ее начального состояния до конца всех вещей», изданной в 1696 году и неоднократно переиздававшейся впоследствии.

Ж. Бюффон (1707–1788), талантливый французский естествоиспытатель и астроном, тоже сделал попытку объяснить возникновение Солнечной системы. Он предложил гипотезу, в которой объединил все существующие в то время идеи:

- столкновение кометы с Солнцем (Ньютон);
- быстрое вращение туманностей, из-за чего они принимают сплюснутую форму (Мопертюи);
- столкновение двух комет (Уистон);
- в прошлом Земля была светящимся телом, а затем ее поверхность остыла (Лейбниц) и т.д.

Согласно гипотезе Бюффона, планеты Солнечной системы образовались из струи раскаленной материи, которая отделилась от Солнца из-за его столкновения с кометой. По мере остывания раскаленная материя распалась на куски, которые продолжали остывать, и через некоторое время образовали планеты. Таким образом, Бюффон впервые постарался объяснить возникновение Солнечной системы по естественным причинам. В 1749 году ученый опубликовал свою гипотезу в статье «История и теория Земли». Вскоре после этого на Бюффона начались гонения - openaxiom.ru. Церковь уже не имела такого влияния на общественную жизнь, как в Средние века, однако теория всем показалась необычайно смелой. Ученого заставили написать статью, в которой он отрекался от своих идей.

Однако работа уже была опубликована, и ее успели прочитать многие ученые. Впоследствии астрономы, разрабатывая свои теории возникновения Солнечной системы, стали опираться на гипотезу Бюффона. С его именем сегодня связывают развитие нового направления астрономии: естественнонаучной космогонии.

Гипотезы Бюффона и его последователей основаны на том, что процесс формирования Солнечной системы следует считать случайным явлением. Однако примерно в это же время появилась противоположная гипотеза, согласно которой этот процесс можно считать не случайным, а закономерным. Ее предложил известный немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804).

Здесь мы не будем приводить биографию Канта или описывать его многочисленные философские труды. Остановимся лишь на тех, которые касаются астрономии. Он оставил след в этой науке благодаря тому, что предложил первую космогоническую гравитационную концепцию эволюционирующей Вселенной.