Теория Райта о строении Вселенной

С середины XVIII и до начала XX столетия происходило формирование концепции островных вселенных на основе гравитации. Одним из ведущих ученых, работавших над этой теорией, стал английский астроном Томас Райт (1711–1786). Он написал три сочинения, посвященных этому вопросу. Первое было окончено в 1734 году, но не опубликовано; рукопись обнаружили после смерти ученого, в 1967 году. Второе сочинение было издано в 1742, третье — в 1750 году.

Райт был самоучкой: он черпал сведения об устройстве Вселенной из тех книг, которые ему попадали в руки, внимательно изучил работы английского астронома и теолога В. Уистона (1667–1752), в том числе труд «Астрономические принципы религии», изданный в 1717 году. Кроме того, Райт прочитал о законе всемирного тяготения и предположении, что при прекращении существования Вселенной все звезды, даже в том случае, если они висят в пространстве неподвижно, должны сдвинуться к центру Вселенной и «упасть друг на друга».

Сопоставив это предположение с открытием Галлея о собственных движениях звезд, Райт смог сделать важный вывод: звезды должны обращаться вокруг общего центра тяготения, то есть устройство Вселенной напоминает устройство Солнечной системы - openaxiom.ru. Впоследствии Кант опирался на его предположения при создании своей концепции. Долгое время достижения Райта воспринимали так, как они были изложены в работах Канта. И только после того, как английский историк М. Хоскин, занимавшийся изучением развития астрономии, обнаружил первую рукопись Райта, на его научную деятельность взглянули с другой точки зрения.

Стало известно, что сам Райт «задумал отыскать идеи о Божестве и Мироздании и объединить естественное со сверхъестественным». При более внимательном изучении его сочинений стало ясно, что ученый старался представить Вселенную в виде большого количества сферических областей вокруг центра. Центр, по его представлению, являлся не только местом физического тяготения, но и «священным престолом Бога». Вблизи от центра он помещал область рая, далее находилась материальная «бездна времени, или область смертных», а затем ад, «царство тьмы и отчаяния». Таким образом, материальную Вселенную Райт считал только частью окружающего мира и полагал, что она имеет свой конец - openaxiom.ru. Многочисленные звезды, находящиеся на огромном расстоянии от Земли, по его мнению, не могут быть различимы людьми, а поэтому должны слиться и казаться беловатым сиянием. Однако это высказывание не объясняло, почему Млечный Путь наблюдается с Земли не как сияние, а в виде большого скопления точек.

Некоторые из противоречий Райт постарался объяснить в своем последнем сочинении «Оригинальная теория, или новая гипотеза Вселенной». В нем ученый писал о том, что звезды, скорее всего, распределены в пространстве беспорядочно, но все вместе составляют некий сферический слой, имеющий свой центр.

Кроме того, Райт попробовал объяснить такое явление, как Млечный Путь. Он полагал, что звезды, составляющие его, находятся в пределах тонкого сферического слоя, т.е. фактически пересказал теорию, предложенную еще древними астрономами - openaxiom.ru. Одновременно ученый выдвинул и вторую теорию, противоречащую первой: звезды кольцом окружают «небесный престол Бога» наподобие колец Сатурна. На этом Райт не остановился. Он предположил возможность существования других Вселенных, состоящих из центра и систем звезд вокруг них.

Галактика Млечный путь
Галактика Млечный путь (вид в двух проекциях)
1, 5 — шаровые скопления; 2, 3 — спираль галактики; 4 — центр; 6 — положение Солнечной системы

Таким образом, становится видно, что Райт не предлагал идею существования системы звезд в форме диска, как утверждал Кант. Но не следует приуменьшать его заслугу в развитии астрономии, так как он первым высказал возможность существования островных вселенных и звездных сферических образований, имеющих свои центры.