Развитие представлений о туманностях

В начале XVIII столетия астрономы стали более внимательно интересоваться туманностями, которые получили возможность наблюдать через телескопы. Первым об этих явлениях упоминал Птолемей, называя их туманными звездами. Галилей высказал предположение, что они состоят из большого скопления звезд. Ученым, обнаружившим новые туманности в XVII веке, стал польский астроном Я. Гевелий.

Галлей также интересовался этим явлением. Он полагал, что туманности являются особыми светящимися космическими образованиями и важными элементами структуры Вселенной. В 1715 году ученый опубликовал статью, в которой высказывал свое мнение о предположении некоторых астрономов о том, что излучать свет способны только солнца, т.е. звезды.

Он не разделял такую точку зрения. Кроме того, Галлей привел описания шести туманностей, которые в разное время были открыты различными астрономами. Первая туманность находится в Мече Ориона, вторая — в Поясе Андромеды, третья — в Стрельце, четвертая — в Антиное (часть созвездия Орла), пятая — в Центавре (она была открыта Птолемеем и переоткрыта Галлеем в 1677 году) и шестая — в Геркулесе (была открыта в 1714 году Галлеем) - openaxiom.ru. В заключение Галлей высказал предположение, что существует множество других туманностей, а из того, что они находятся на очень большом расстоянии от Земли и все же видны, можно сделать вывод, что они занимают очень большие пространства.

Ученый долгое время занимался изучением комет. Он вычислил орбиты двадцати комет и предсказал появление одной из них. Впоследствии она была названа в его честь кометой Галлея.

Известно, что эта комета появлялась на небе и ранее: в 1531, 1607 и 1685 годах. В 1531 году ее среди прочих наблюдал ученый Конрад Вольфхард Ликостен (1518–1561). В 1557 году он издал сочинение «Prodigiorum ac ostentorum chronica», в котором привел все упоминания о комете, которые он смог найти, и добавил свое.

В Средние века возникновение кометы на небе считалось вестником больших катастроф, и ученый постарался доказать эту точку зрения, изучив события, происходившие в Европе после ее появления - openaxiom.ru. Вот небольшая выдержка из его сочинения: «В 1527 году 11 октября рано утром, в 4 часа, появилась видная по всей Европе огромная звезда-метла, горевшая на небосклоне около 11/4 часа и имевшая поразительную длину и кровавый красный цвет. Верхняя часть ее имела вид согнутой руки, державшей в кулаке обнаженную шпагу, как бы готовую разить. У острия шпаги и по обеим сторонам клинка были три большие звезды, причем первая превосходила обе другие по величине и блеску. От нее во все стороны в виде хвоста расходились темные лучи, имевшие вид копий, алебард, сабель, кинжалов, окруженных множеством человеческих голов с бородами и волосами. Все это имело кровавый блеск, так что многие ужасались и заболевали. Затем последовали времена скорби и плача: турки вторглись в Европу, и Рим был взят Бурбоном. Папа едва удержался в замке Св. Ангела, но 40 000 дукатов освободили его, и император вновь водворил его на престол».

Галлей внимательно изучил свидетельства очевидцев и пришел к мнению, что это одно и то же тело, так как оно двигалось по орбите одной и той же параболической формы. Промежутки между ее появлением составляли 75–76 лет. Ученый сделал предположение, что это комета, движущаяся по очень вытянутому эллипсу, и стал ожидать ее появления на небе, которое и произошло в 1758 году.

Английский теолог и естествоиспытатель Вильям Дерхем (1657–1735) так же, как и Галлей, интересовался туманностями. В его статье «Наблюдения среди неподвижных звезд явлений, называемых туманными звездами», изданной в 1733 году, описываются объекты, которые он наблюдал при помощи 8-футового рефрактора.

Он призывал членов Лондонского королевского общества уделить больше внимания этим явлениям и выделить средства для их изучения. Сам ученый не разделял точку зрения Галлея, полагавшего, что они не могут быть единичными небесными телами, которые способны светиться или отражать свет, как Солнце или планеты - openaxiom.ru. Телескоп, довольно сильный по тем временам, все же оставался еще очень слабым и не позволил Дерхему увидеть сходство с Млечным Путем. Он только смог заметить, что туманности испускают слабое, однородное беловатое сияние, и пришел к убеждению, что они представляют собой «легкие пары» в далеком пространстве.

Наблюдая небо в телескоп, Дерхем первым обнаружил большое количество новых туманностей. Изучив их, он составил первый каталог «туманных звезд», в котором описал шесть туманностей, упоминавшихся Галлеем, и еще четырнадцать, открытых им самим. Кроме того, ученый привел их координаты на 1600 год. Рассматривая одну из туманностей, Дерхем заметил ее некоторое сходство с Млечным Путем, однако природу остальных туманностей он объяснил неправильно, не соглашаясь признать, что они могут состоять из светящихся тел. Однако ученый заметил, что туманности не всегда имеют сферическую форму. Впоследствии это предположение натолкнуло другого ученого, Мопертюи, на мысль, что они могут вращаться.

Кроме того, Дерхем сделал неожиданное предположение, что звезды в туманности Ориона находятся намного ближе к Земле, чем предполагал Галлей (он считал, что звезды находятся далеко за туманностью и просвечивают сквозь нее - openaxiom.ru). Все эти догадки утвердили Дерхема и остальных астрономов того времени в том, что предполагал еще Галлей: Вселенная имеет очень большие размеры, и туманности обладают громадной протяженностью.

Не зная, как объяснить существование туманностей, Дерхем в результате высказал идею, сходную с идеей Галлея: «Не могут ли они быть… расселинами или отверстиями в огромные регионы света позади звезд?» Дерхем известен еще и тем, что пытался, особенно в начале своей научной деятельности, объяснять явления с точки зрения религии. В1713 году он издал сочинение «Физико-теология, или демонстрация бытия и атрибутов Бога через его творение», а через год появился труд «Астро-теология, или демонстрация бытия и атрибутов Бога через обзор неба».

Следующим ученым, интересовавшимся туманностями, стал французский ученый Луи Моро де Мопертюи (1698–1759). В 1742 году он издал работу «Рассуждение о фигуре звезд», в которой попытался объяснить такие явления, как туманные звезды и маленькие светлые пятна, видимые на небе - openaxiom.ru. Мопертюи высказал смелое предположение, что туманности являются «большими светящимися массами, которые сплющились от чрезвычайно сильного вращения». На эту работу впоследствии опирался Кант, работая над созданием своей космогологической концепции.