| на главную страницу сайта |

Изучение Вселенной на основе физических законов

К концу XVII века астрономы окончательно отказались от геоцентрической системы мира и начали изучать Вселенную, беря за основу физические законы, открытые Ньютоном. Однако, несмотря на то что о строении Солнечной системы к тому времени уже сложились более или менее точные представления, многое еще оставалось непонятным. Астрономы только могли предполагать, что звезд — бесчисленное количество и они находятся на большом расстоянии от Земли, от Солнечной системы и друг от друга. Однако определить расстояние не представлялось возможным, хотя попытки в этом направлении постоянно предпринимались.

Природа звезд

Открытие колец Сатурна сделало Гюйгенса очень популярным, но это далеко не все, чего он смог добиться в области астрономии. Ученый обнаружил полярные шапки на Марсе и полосы на Юпитере. Через два года после смерти Гюйгенса было опубликовано последнее сочинение «Космотерос», в котором он описал свой фотометрический метод, дающий возможность определять расстояния от Земли до звезд.

Открытия Гюйгенса
Эдмунд Галлей

В начале XVIII столетия астрономы стали более внимательно интересоваться туманностями, которые получили возможность наблюдать через телескопы. Первым об этих явлениях упоминал Птолемей, называя их туманными звездами. Галилей высказал предположение, что они состоят из большого скопления звезд. Ученым, обнаружившим новые туманности в XVII веке, стал польский астроном Я. Гевелий. Галлей также интересовался этим явлением. Он полагал, что туманности являются особыми светящимися космическими образованиями и важными элементами структуры Вселенной - openaxiom.ru. В 1715 году ученый опубликовал статью, в которой высказывал свое мнение о предположении некоторых астрономов о том, что излучать свет способны только солнца, т.е. звезды.

Развитие представлений о туманностях

С середины XVIII и до начала XX столетия происходило формирование концепции островных вселенных на основе гравитации. Одним из ведущих ученых, работавших над этой теорией, стал английский астроном Томас Райт (1711–1786). Он написал три сочинения, посвященных этому вопросу.

Теория Райта о строении Вселенной

Первые теории о возникновении Земли, Солнечной системы и Вселенной

Известно, что вопросом о возникновении звезд интересовался еще Ньютон. Он предложил теорию, согласно которой звезды возникли в результате сгущения первичной разреженной материи из-за неравномерного распределения плотности. Он же заметил, что объединение тел в системы является неслучайным. Однако Ньютон не мог объяснить того, что планеты Солнечной системы движутся по орбитам, и вынужден был заявить, что здесь не обошлось без божественного вмешательства.

Вопрос о возникновении звезд
Первая космогоническая гравитационная концепция эволюционирующей Вселенной

Гипотезу о возникновении Вселенной Кант изложил кратко. Более подробно и детально он привел гипотезу о возникновении планет и Солнца. Он полагал, что первоначально космическая материя находилась на уровне элементарной субстанции, но при этом имела различный вес. Количество, плотность и распределение в пространстве зависели от их веса. Сближаясь, эти элементы соединялись между собой согласно химическим законам. Через некоторое время появились небольшие сгустки, которые, соединяясь друг с другом, все больше и больше укрупнялись.

Причины возникновения орбитального движения планет

Кант изложил свою концепцию бесконечного развития беспредельной иерархической Вселенной. Он представлял эту иерархию как сверхсистему и как общий центр тяготения (по предположению ученого, на Сириусе). Кант полагал, что Вселенная имела свое начало, но развиваться будет до бесконечности - openaxiom.ru. Под развитием он понимал постоянное образование новых систем из диффузной газово-пылевой материи, которые должны располагаться все дальше и дальше от центра. Таким образом с течением времени космическое пространство должно расширяться и увеличиваться по массе.

Концепция бесконечного развития беспредельной иерархической Вселенной

Уже в середине XVIII столетия астрономы знали, что Вселенная имеет огромную протяженность. Строение ее представлялось очень сложным, особенно после сделанных открытий планет, далеких звездных систем и туманностей.

Уровни Вселенной по Ламберту
Вклад Ломоносова в становление астрономии

Ломоносов сделал попытку объяснить происхождение хвостов комет тем же атмосферным электричеством, что было ошибкой. Однако в его гипотезе имеется некоторое сходство с современными теориями образования и свечения плазменных составляющих кометных хвостов в результате взаимодействия газово-плазменной головы кометы и потоков солнечного ветра. Ученый изучил физическую природу Солнца. В то время полагали, что оно имеет твердую каменную, хоть и раскаленную оболочку. Ломоносов же первым высказал предположение, что Солнце имеет расплавленную поверхность. Одним из самых важных и известных достижений Ломоносова было его открытие атмосферы на Венере.

Достижения Ломоносова в астрономии не ограничивались наблюдениями и расчетами. Он известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и в 1762 году изобрел однозеркальную схему рефлектора с зеркалом, расположенным под углом 4°. По всей видимости, Ломоносов осознавал, что космос таит множество загадок, которые будут разгадывать грядущие поколения. Новый телескоп должен был помочь в этом. Однако ученый понимал, что Вселенная бесконечна и до конца понять ее не в состоянии ни один человек.

Открытия Ломоносова в области астрономии

В середине и конце XVIII века все более пристальный интерес ученых вызывали кометы и спутник Земли — Луна.

Кометы и лунные кратеры
Предположение Эпинуса

В конце XVIII столетия астрономы начали интересоваться устройством звездной системы. К этому времени уже были изобретены и неоднократно усовершенствованы телескопы-рефракторы, позволявшие вести подобные наблюдения - openaxiom.ru. Закон всемирного тяготения был открыт уже давно, оставалось применить его для необъятного космического пространства, а для этого нужны были факты. Их сбором занимались астрономы.

Тайны галактик
Открытие планеты Уран. Полярные шапки Марса. Облака на Юпитере
Многочисленные звездные скопления

В наши дни астрономы пришли к выводу, что Вселенная имеет ячеисто-филаментарную структуру. Согласно современным представлениям, звездные системы и их скопления объединяются в сверхскопления, соединенные в филаменты (узкие длинные «волокна»), которые переплетаются между собой, образуя в местах пересечения (узлах) наиболее крупные скопления галактик.

Ячеисто-филаментарная структура Вселенной
Параллакс звезды
Реальная проницающая сила телескопов и продолжение наблюдений

К малым телам Солнечной системы относят спутники, кометы, астероиды, метеоритное вещество и т.д. Движение некоторых из них на протяжении всей истории могли наблюдать на небе невооруженным взглядом не только астрономы, но и люди, не интересующиеся астрономией. Сохранились свидетельства об огненных шарах, падающих звездах, блуждающих огоньках и т.д. Долгое время некоторые из них считали атмосферными явлениями, поэтому астрономы почти не интересовались ими. И только в конце XVIII века астрономы начали изучать их.

Малые тела Солнечной системы
Космическая природа болидов и более крупных метеоритов

Так происходило накопление сведений о телах Солнечной системы, системе Млечного Пути и других галактиках в XVII–XIX веках. Были изучены малые тела Солнечной системы, движение Меркурия и др. Однако, не останавливаясь на достигнутом, ученые продолжали исследования космического пространства, тем более что в XX веке для этого появились более совершенные технические возможности.