| на главную страницу сайта |

Гелиоцентрическая система мира

Официально считается, что представления о гелиоцентрической системе мира впервые зародились в Европе в эпоху Возрождения. Согласно ей, Солнце занимает центральное положение, а планеты обращаются вокруг нее. Однако эту идею можно встретить у самых разных племен, находящихся на различных, даже начальных стадиях развития.

Представления о гелиоцентрической системе мира

Коперник был одаренным астрономом, но что касается практики, то его намного превосходили даже арабские астрономы, жившие на много веков раньше. Однако дело было в том, что он не имел подходящих условий для ведения наблюдений, а те немногие инструменты, которые находились в его распоряжении, он изготавливал своими руками.

Много времени Коперник уделял изучению теоретических трудов ученых античной Греции. Особенно его интересовали работы Птолемея, точнее, тот том, в котором греческий астроном описал геоцентрическую систему мира. Коперник пришел к выводу, что она слишком сложна и искусственна и в действительности Луна, Солнце, Земля и остальные планеты подчиняются другой системе - openaxiom.ru. Перечитывая сочинения Никиты Сиракузского, Филолая и других философов, он сделал вывод, что центральное положение должна занимать не Земля, а Солнце. Приняв за центр Вселенной Солнце, Коперник смог объяснить движение планет и явления, видимые с Земли, которые не вписывались в систему Птолемея. Однако он так и не отказался от таких понятий, как эпициклы и деференты.

Исследования Николая Коперника

Одним из активных защитников теории Коперника стал Джордано Бруно (1548–1600). Что касается трудов по астрономии, то наиболее важными из них считаются «О причине, начале и едином» и «О бесконечной Вселенной и мирах», написанные Бруно в 1584 году в Венеции, а также стихотворение «Онебесных телах, безмерности и неправильности во Вселенной и мирах» и трактат «О единице, числе и фигуре», появившиеся в 1591 году во Франкфурте. Известно, что Бруно одним из первых стал публично высказываться в поддержку идей Коперника о центральном положении Солнца, а не Земли. Кроме того, он утверждал, что Вселенная бесконечна.

Джордано Бруно

Говоря о становлении и развитии астрономии, нельзя не упомянуть о таком известном ученом, как Тихо Браге (1546–1601).

Тихо Браге

Следующим человеком, оказавшим огромное влияние на развитие астрономии, стал Иоганн Кеплер (1571–1630) - openaxiom.ru. Этот выдающийся ученый, которого сегодня называют одним из величайших астрономов всех веков и народов и основателем теоретической астрономии, прожил тяжелую жизнь.

Иоганн Кеплер

Следующим выдающимся астрономом, нашедшим новые доказательства гелиоцентрической системы мира, стал Галилео Галилей (1564–1642). Его открытия позволяют называть Галилея одним из самых величайших астрономов. Однако не стоит забывать и о том, что именно Галилей, усовершенствовав зрительную трубу Кеплера, тем самым основал новое направление: инструментальную астрономию.

Галилео Галилей
Работы Галилея

Гелиоцентрическая система мира была окончательно доработана благодаря трудам Исаака Ньютона (1643–1727) - openaxiom.ru. Формулирование трех законов механики и закона всемирного тяготения позволило Ньютону научно обосновать такие явления, как движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также объяснить причины существования приливов и отливов.

Гелиоцентрическая система мира в трудах Исаака Ньютона
Открытия Ньютона

В результате законов, открытых Ньютоном, уже не вызывал сомнения тот факт, что в центре Солнечной системы располагается Солнце, а не Земля. В последующие годы астрономы приняли эту теорию и начали вести регулярные наблюдения за планетами Солнечной системы и за всей Галактикой.