Первый каталог звездного неба

Гиппарх составил первый каталог звездного неба, в котором описал около 850 звезд, дал им имена и сгруппировал в созвездия - openaxiom.ru. Он же разделил все звезды по яркости на шесть групп. Для вычислений ему приходилось пользоваться различными инструментами, и ученый усовершенствовал многие из них и даже изобрел новые.

Именно Гиппарх впервые высказал идею о том, что звезды движутся по небу, а не висят неподвижно, как думали до сих пор. Впоследствии Плиний Старший в своем труде «Естественная история» написал, что благодаря Гиппарху «…стало возможно узнать не только, умирают ли звезды или рождаются, но и переходят ли они со своих мест, слабеет ли их свет или разгорается. Он оставил небеса в наследство каждому, кто захочет овладеть ими».

Гиппарху принадлежит открытие явления прецессии, суть которой состоит в следующем. Как известно, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 23°27’. При наблюдении с Земли ее движение вокруг Солнца представляется как движение Солнца по эклиптике, которая пересекает экватор в точках весеннего и осеннего равноденствия. Земля совершает обороты вокруг своей оси, которая описывает в пространстве конус - openaxiom.ru. И несмотря на то что это движение происходит очень медленно (полный оборот ось совершает приблизительно за 26 тысяч лет), положение точек равноденствия все же постоянно изменяется относительно звезд. Таким образом, в течение года точка равноденствия смещается всего-навсего на 50’’, т. е. практически незаметно, поэтому точность вычислений, проведенных Гиппархом в древние времена, поразительна.

Для подтверждения своих вычислений ученый рассчитал расстояние от Спики (альфа созвездия Девы) до точки осеннего равноденствия и сравнил его с расстоянием, которое полтора столетия назад высчитал александрийский астроном Тимохарис. Таким образом он выяснил, что точки равноденствия переместились вдоль эклиптики по направлению с востока на запад примерно на 2°.

Что касается идеи о шарообразности Земли, то греческие астрономы были знакомы с ней уже в V веке до н.э. Первыми об этом упоминали, по всей видимости, Парменид и Пифагор, однако ничем своих предположений не подтвердили - openaxiom.ru. Аристотель первым доказал, что Земля имеет форму шара, однако сегодня не представляется возможным узнать, сам ли он дошел до этой идеи или позаимствовал ее у одного из ученых того времени. В труде «О небе» Аристотель писал, что доказательством шарообразности Земли следует считать лунные затмения и указывал на то, что в течение месяца терминатор может быть не только выпуклым и вогнутым, но и прямым, а при затмении линия терминатора всегда имеет форму дуги. Кроме того, он высчитал длину радиуса земного шара, однако ошибся в большую сторону в полтора раза.

Страбон (64 или 63 до н. э.– 23 или 24 н.э.) также предлагал различные доказательства шарообразности Земли: «Сферическая форма Земли видна из феноменов моря и земли. …кривизна моря скрывает от моряков отдаленные огни, находящиеся на уровне их глаз, в то время как они могут видеть огни, находящиеся выше уровня их глаз, даже если те отстоят от них намного дальше…» Однако это доказывает лишь то, что земная поверхность искривлена.