Этапы развития астрономии и космонавтики, хронология событий и достижений  
 

| на главную страницу сайта | к оглавлению раздела |

Римский календарь

Во времена правления Юлия Цезаря уже существовал календарь. Он состоял из 12 месяцев. В четырех из них было по 31 дню (март, май, квинтилий (июль), октябрь), в семи — по 29 (январь, апрель, июнь, секстилий (август), сентябрь, ноябрь, декабрь), и только в одном было 28 дней (февраль). В итоге в году получалось 355 дней. По четным годам до нашей эры, т.е. через каждый год, римляне прибавляли 22 или 23 дня для подгонки календаря к солнечному году. Введение дополнительных дней производилось в феврале, после проведения праздника терминалий (23 февраля). Этот процесс называется интеркаляцией.

Первому дню месяца присвоили название календы, пятому (или седьмому в месяце из 31 дня) — ноны, тринадцатому (или пятнадцатому) — иды. После того как были установлены эти даты, по принципу обратного счета обозначили дни месяца. Способ подсчета был включительным, т.е. включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет - openaxiom.ru. Поэтому 2 января считалось четвертым днем до январских нон, а 2 марта— шестым днем до мартовских нон. Порой бывало и так, что даже 14февраля было неизвестно, будут ли вводить дополнительный месяц. В таком случае 14 февраля обозначали как десятый день до терминалий. Последовательный счет дней хотя и был возможен, но практически никогда не проводился.

При использовании такого способа летосчисления римляне не принимали во внимание лунные фазы. Более того, введение дополнительных 22 (23) дней каждые два года нарушало баланс лунных месяцев. Но все равно дни в течение месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик (верховный жрец) публично объявлял о появлении молодой Луны. Затем по форме и местоположению лунного серпа определял, сколько дней должно быть до нон (до первой четверти). При наступлении нон объявлялось, когда будут иды (полная Луна).

Если учесть продолжительность месяца и систему интеркаляций римского календаря, то вырисовываются попытки уравнять гражданский и солнечный годы. У римлян четырехгодичный цикл содержал в себе 1465 (355 + 378 + 355 + 377) дней. Высказывалась гипотеза, что создатель этого цикла хотел синхронизировать лунный год с движением Солнца, т.е. подогнать его к земледельческому году - openaxiom.ru. Тем не менее этот цикл был на 4 дня длиннее, чем четыре солнечных года. В итоге римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Выяснение истинной продолжительности солнечного года ставило перед древними астрономами множество проблем.

Многие ошибались относительно этого. Например, великий инженер Гарпал считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 часов. В 190 году до н.э. Энний говорил о 366 днях солнечного года. В Риме все-таки был принят псевдосолнечный цикл, который, скорее всего, был модификацией так называемого года Ромула — чисто земледельческого года, состоящего из 10 месяцев, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре. В древние времена практически все народы исчисляли только период земледельческих работ, совершенно не принимая во внимание остальное время естественного года. Весь год, от одной весны до другой, они делили на несколько неравных частей. Такие, с позволения сказать, месяцы имели продолжительность 39 дней каждый. Характерны они были не только для года Ромула, но и для всей Древней Италии. Вероятнее всего, названия месяцев, от марта до июня, относились к фазам роста посевов и скота.

Считалось, что автором такого календаря был Нума Помпилий, а все издержки, присущие его творению, связывались с его последующими изменениями. Современные исследователи высказывают предположение, что календарь был создан в середине V века до н.э. децемвирами. Но, скорее всего, они разработали лишь систему добавлений к календарю для интеркаляций - openaxiom.ru. Расхождение данного календаря с солнечным годом было таким большим, что уже в 450 году до н.э. децемвиры попытались переработать и исправить всю систему. И только в 191 году до н.э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но, несмотря на все это, реформы не помогали. Высказывалось множество предложений о том, как подогнать календарь к солнечному году. Но, видимо, римляне их не приняли.

Еще они отказались от схематических дополнений календаря и вводили дополнительные месяцы только тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй пунической войны и до реформы Юлия Цезаря понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Они так же, как и греки, строго следили за тем, чтобы жертвоприношения совершались примерно в одно и то же время года. На самом же деле интеркаляции стали орудием политической борьбы и очень часто производились по чьей-то прихоти, без учета времени года. Например, в 50 году до н.э. 13 февраля Цицерон еще не знал, будет ли 23 февраля дополняться год, и поэтому сказал своим слушателям, что подгонка календаря к движению Солнца — это всего лишь блажь.

Действительно, римский календарь не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны. Он был полностью блуждающим. Видимо, невозможно для этого календаря установить четкие циклы интеркаляций. Имеющиеся документы дают возможность сделать вывод о том, что в период между двумя Пуническими войнами римский календарь был аналогичен юлианскому, возможно, отставая от него на несколько недель. Во времена правления Ганнибала, в период Второй пунической войны, не было сделано ни одного добавления к году - openaxiom.ru. В связи с этим к 190 году до н.э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней. Это расхождение уменьшилось к 168 году до н.э. до 72 дней, т. е. в прошедшие годы 12 раз были выполнены интеркаляции. В эпоху Гракхов календарь почти подогнали к смене времен года. Но при Цезаре дополнений опять не делали, и в 46 году до н.э. отставание составило 90 дней.

Множество документов, дошедших до нашего времени из эпохи Цезаря, содержат даты, которые нельзя перевести с большой точностью в даты юлианского календаря.

 
 


2009-2015 © openaxiom.ru